Реформу общественного транспорта, которая должна претвориться в жизнь 16 июля 2020 года, сейчас обсуждают в ЗакСе Петербурга. Дискуссии получаются горячими и это неудивительно, ведь нововведения предлагаются революционные. Сопоставимые разве что с теми, которые были в начале XX века, когда на смену лошадкам пришли сначала трамваи, а потом автобусы. Основных пунктов у реформы 12, они опубликованы на сайте Государственного казенного учреждения «Организатор перевозок», подведомственного комитету по транспорту.
Начнем с главного – с утра 16 июля 2020 года городская сеть общественного транспорта поменяется кардинально. Во-первых, и это, пожалуй, для пассажиров самое важное: К-маршрутов больше не будет как таковых. Но так как в нашем городе они существуют уже 25 лет – четверть века и в настоящее время оборот коммерческих маршрутов составляет 20 млрд рублей в год, конечно, это повлечет за собой глобальные изменения.
Напомним, что маршрутки появились в «лихие» 90-е как неизбежность, когда рухнула транспортная система, а у города не было средств, для обеспечения нормальной работы общественного транспорта. В тот момент и появились маршрутки, большинство из которых просто продублировали ранее существовавшие трассы движения городских автобусов.
С течением времени автобусов на социальных маршрутах становилось все больше, но К-транспорт с них так и не исчез. И тогда возникла катастрофическая проблема с соблюдением ими ПДД, ведь пассажира нужно «перехватить» любым способом: обгоняя, подрезая, нарушая скорость, проезжая по дворам и все для того, чтобы доехать до остановки быстрее социального транспорта и собрать с пассажиров желанные 40 рублей и при этом билет либо не дать вовсе, либо выдать «липовую» копию билета. В общем, К-маршруты встали на жесткую тропу войны за «нал».
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«По дублирующим трассам принцип у коммерческих маршруток один: нужно идти впереди «социального транспорта» и собирать людей. Собрать всех. Быстро проехать, подрезая автобус, нарушая ПДД. Соблюдение правил – это вообще не про них, уважение на дороге – тоже».
Маршрутки исчезнут, а частные перевозчики останутся
Одна из основных задач реформы – пассажир не должен задумываться услугами какого перевозчика, государственного или частного, он пользуется. Для ее решения внешний вид автобусов унифицируется, во-вторых, способ оплаты будет единым для всех перевозчиков: всюду пассажир сможет расплатиться при помощи валидаторов в транспортных средствах, используя любые проездные и банковские карты.
И еще одно важное новшество: и студенты, и школьники, и пенсионеры смогут расплачиваться на всех маршрутах своими льготными картами.
Кстати, по информации ГКУ «Организатор перевозок», уже сейчас на социальных маршрутах 86 % осуществляется по электронным проездным билетам (в том числе льготным).
Кстати, если водитель «маршрутки» отказывается принять у вас к оплате карту, ссылаясь, например, на то, что не работает валидатор, вы имеете полное право на бесплатный проезд. А пожаловаться на нарушение можете, позвонив на горячую линию ГКУ «Организатор перевозок»: 576-55-55.
Вся оплата только в бюджет
Согласно реформе, с лета 2020 года перевозчики не получат денег от пассажиров, вся оплата будет поступать только в бюджет города, который в свою очередь расплачивается с перевозчиками. Причем, не за количество перевезенных пассажиров, а за километраж и четкое соблюдение расписания, составленное комитетом по транспорту. Кстати, таким образом будет решена и проблема соблюдения частными перевозчиками ПДД, ведь «гоняться» за пассажирами больше будет не нужно.
Но на оплату в полном объеме может рассчитывать только тот перевозчик, который не только соблюдает расписание, но и не нарушает правил безопасности, поддерживает комфортную температуру и чистоту в салоне, а также грамотно информирует пассажиров. Напротив, за любое нарушение перевозчика будут штрафовать, минимальный штраф – 100 тыс. рублей.
Только низкопольные автобусы
Для организации перевозок частными компаниями с 16 июля 2020 года город будет заключать договоры только с теми организациями, которые победят в конкурсе, его условия достаточно жесткие. В частности, частные перевозчики смогут использовать только низкопольные автобусы, то есть «дрововозы» навсегда исчезнут с дорог Петербурга.
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«При проведении конкурса будут установлены требования к подвижному составу. Их много, но основные — транспорт должен быть не старше 2-х лет на момент начала перевозок и обязательно должна быть низкопольная площадка.
Средней вместимости автобусы останутся, но только на нескольких маршрутах с низким пассажиропотоком. Даже у ПАЗиков одна из площадок должна быть приспособлена для удобного передвижения маломобильных групп населения».
Соответственно, и на маршруты выйдут только те перевозчики, у кого есть такой состав, иные победить в конкурсе просто не смогут. К тому же, как отметили в ГКУ «Организатор перевозок», большинство автобусов, работающих сейчас на коммерческих маршрутах должны быть списаны, срок службы прошел.
Тарифная реформа на транспорте
Еще одна задача транспортной реформы – сделать правильные тарифы. Во всем мире доказано, что удобное тарифное меню «подвигает» пассажира к общественному транспорту, в том числе, путем отказа от личного. Если город предлагает пассажиру дешевый проездной, человеку выгоднее пользоваться общественным транспортом, чем ехать по пробкам и «жечь бензин». А сподвигнуть людей отказываться от личного транспорта в пользу общественного – это задача любого крупного мегаполиса.
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«У нас в Петербурге очень неудобное тарифное меню. И самый невыгодный вид проездного – месячный. Это парадокс, он один из самых дорогих. Наша задача это поменять. Вот пример с цифрами: есть пятисуточный билет – 510 рублей стоит, неограниченное количество поездок за день и на наземном транспорте, и на метро. Если посчитать, выгоднее купить четыре пятисуточных, чем один месячный — так не должно быть. Пятисуточный должен остаться дешевым, но месячный должен иметь «человеческое» лицо по отношению к пассажиру.
Еще пример: у нас есть комбинированный билет. Он позволяет ездить по железной дороге на поездах: из ближайших пригородов, а потом на метро. Так он стоит больше 5 тыс. рублей – это дорого! Он тоже должен быть выгоден пассажирам и тогда им будут пользоваться».
Итак, по предложениям ГКУ «Организатор перевозок» в результате реформы стоимость месячного проездного должна снизиться.
Весь общественный транспорт будет одного цвета
В настоящее время на сайте ГКУ «Организатор перевозок» проходит голосование за выбор единого цвета окраски городского общественного транспорта. И более 40 % проголосовавших выбрали лазурно-голубой цвет футбольного клуба «Зенит».
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«Общественный транспорт должен хорошо распознаваться в общем потоке. Пример — Москва, хотя цвет у них не очень удачный, он темноват, не радует глаз, у нас будет красивее. Но человек должен издалека опознавать – это мое. Это нормально для любого города, когда весь общественный транспорт в одном цвете. Ныне люди больше склоняются к лазурному цвету «Зенита». Кстати, представители «Зенита» позвонили нам и предложили поучаствовать в процессе: раз «зенитовский» цвет, они готовы экспериментально покрасить несколько автобусов, трамваев, троллейбусов и это может случиться уже в начале ноября».
Новые информационные сервисы
Организаторы транспортной реформы рассчитывают, что, практически на всех остановках будет либо размещаться расписание, либо пассажиры смогут воспользоваться сервисами, позволяющими определить время прибытия ближайшего автобуса, трамвая, троллейбуса. Что немаловажно, расписание должно соблюдаться частными перевозчиками, ведь от этого зависит получат ли они из бюджета деньги за свою работу в полном объеме.
С августа 2019 года уже реализуется программа «Умная остановка»: более пяти тысяч остановочных пунктов в будущем станут более комфортными.
Кроме того, должны появиться более 600 новых остановок, которые станут ближе к поликлиникам, детским учреждениям, домам. Это касается, в основном, новых «спальных» районов.
Остановка только на остановке
Ни для кого не секрет, что сейчас водители коммерческих маршрутов останавливаются по требованию в любом месте, что, вероятно, пассажирам маршруток удобно, но создает большие проблемы и для пешеходов, и для другого общественного транспорта, и для автомобилистов.
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«Когда писали устав автомобильного транспорта, законодатели понимали, что есть поселки, деревни, в которых остановок нет. Было решено, что там допустимы маршруты с остановками в любом месте, не запрещенном Правилами дорожного движения. Кто же предполагал тогда, что Санкт-Петербург самостийно признает себя деревней и разрешит так останавливаться. Да, для пассажиров маршруток это удобно, но ни один цивилизованный город себе этого не позволяет. Потому что это влияет на безопасность».
Поэтому транспортная реформа предполагает остановки любого общественного транспорта только в установленных местах, а для районов, где в настоящее время расстояние между остановками значительное, будут организованы дополнительные.
Плюсы транспортной реформы нужно разъяснять
Во всех районах Петербурга прошли общественные слушания по поводу предстоящей транспортной реформы. Несмотря на многие очевидные плюсы, жители Петербурга ею пока недовольны. Возможно, сказывается привычка. Возможно, присутствовали на них, в основном, любители экстремальной езды с нарушениями всех возможных правил дорожного движения.
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«Когда вы 25 лет ездите по маршруту и вас высаживают где угодно, возят быстро, нарушая правила, объезжают пробки по дворам, вы, конечно, к этому привыкаете. Все хотят, чтобы их забирали от парадной и высаживали там, где они хотят. Например, в Петродворцовом районе одна из реплик была: они так хорошо ездят по дворам, пробки объезжая, мы так довольны. На что можно ответить: представьте, что ваш ребенок по двору идет, когда там маршрутка едет?
Еще нравится, что маршрутки ездят быстро. Например, в Курортном районе мы спрашивали жителей – не смущает, что маршрутка по Приморскому шоссе идет со скоростью 110-120 км/час? Ответ — это нормально. Но по правилам дорожного движения это ненормально.
Кстати, кардинально меняется у пассажира отношение к соблюдению правил дорожного движения после того, как он в маршрутке в ДТП попал. К сожалению, только трагедия может поменять отношение».
Коллапса не будет
Но основной вопрос, который волнует сейчас горожан: не возникнет ли в городе транспортного коллапса после исчезновения К-маршрутов? В ГКУ «Организатор перевозок» заверяют, что каркас привычной для горожан маршрутной сети не изменится.
В настоящее время в городе существуют 270 коммерческих маршрутов. С 16 июля 2020 года 70 из них переводятся в социальный режим, остальные 200 убираются, но они будут компенсированы увеличением транспорта на социальных маршрутах.
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«Мы закрываем коммерческие маршруты, но мы добавляем автобусов. 70 маршрутов, которые становятся социальными, это те маршруты, которые уникальны, единственны в своем роде. Например, в Петродворцовом районе на улице Связи, там кроме коммерческого маршрута нет ничего, он становится социальным, он остается. Остальные 200 – они убираются, но будут компенсированы. Некоторые социальные маршруты поменяют трассу, например, мы закрываем К-120, но меняем трассировку автобуса № 1. И таких случаев много. Плюс добавляем автобусов на дублирующие маршруты. Например, есть маршрут № 93 и К-93, трассы которых абсолютно идентичны. К-93 будет закрыт, но добавлены автобусы на маршрут № 93».
Конечно, для претворения всех пунктов транспортной реформы в жизнь нужно проделать огромную работу, и далеко не все будут этой реформой довольны. Напомним, с чего начинали статью: в настоящее время оборот коммерческих маршрутов составляет 20 млрд рублей в год, огромная сумма, часть из которой является теневой. Планируется эти деньги направить на развитие транспортной системы.
Но в ГКУ «Организатор перевозок» убеждены, что транспортная реформа Петербургу уже нужна как хирургическая операция, ее просто нужно сделать – и все!
Заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий:
«Но у меня есть надежда, что как когда-то люди привыкли к маршруткам, они привыкнут и к нормальному, цивилизованному общественному транспорту».
Автор:
Марина Козлова
Источник: