Преподаватели СПбГУ назвали советские законы, которые не пощадит «регуляторная гильотина»

Categoriesразное

В стране продолжается масштабная реформа по отмене устаревших нормативных актов, которые не только не способны регулировать что-либо в современной России, но и противоречат здравому смыслу. Чтобы не допустить абсурдных ситуаций, экспертам СПбГУ было предложено проанализировать 20 тыс. правовых актов начиная с 1917 года.

Преподаватели и доценты СПбГУ провели масштабную работу над правовыми актами СССР, которые действуют до сих пор. Многие из них безнадежно устарели и вызывают улыбку. Не ожидая никаких преимуществ от устаревшего законодательства, эксперты провели междисциплинарное исследование и поделились результатами с общественностью.

Что такое «регуляторная гильотина» и с чем она борется

Практика «регуляторной гильотины» предполагает пересмотр действующих нормативно-правовых актов, в частности документов с внушительным сроком давности, принятых еще в СССР. Для этого правительство РФ поручило федеральным органам исполнительной власти и ряду федеральных экспертных учреждений, в том числе Санкт-Петербургскому государственному университету, провести масштабный анализ возможных последствий отмены правовых актов РСФСР и СССР.  

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников пояснил, в чем цель проекта «регуляторной гильотины» и для кого она будет особенно выгодна:

«Регуляторная гильотина» должна была сократить число отчетных документов, которые предоставляют предприниматели, сделать процедуру сдачи документов прозрачнее, удобнее. Это крайне важная инициатива для бизнеса. Прежде всего необходимо освободить малый и средний бизнес от того количества бумаг, которые необходимо заполнять, и запредельного числа проверок. Интересантов много в ее реализации. Не столь важно, какие структуры будут ей заниматься, главное — чтобы работа строилась в направлении сокращения документооборота и бюрократии».

Помимо того инициатива прояснит деятельность и самих госорганов:

«На сотрудников ложится огромная нагрузка с документооборотом. Разобраться со всем этим клубком и должна была «регуляторная гильотина», — считает Дмитрий Солонников.

Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов считает, что чистка правового регулирования — это хорошая идея, поскольку правовые акты неминуемо устаревают и порождают неопределенность:

«Ранее из аппарата правительства нам поступило распоряжение провести анализ нормативных актов и понять, какие акты должны сохранять свою силу, а какие — остаться в истории. Всего существует порядка 20 тыс. советских документов, начиная с декрета 1917 года и актов конца 1980-х годов. А ведь многие органы, которым эти акты адресованы, уже даже не существуют. Наша задача — соотнести особенности нынешней правовой системы с накопившимся пластом правовых актов».

Пример устаревших советских правовых актов, которые едва можно назвать актуальными, — некоторые санитарные правила, принятые много лет назад.

Каковы возможные риски и последствия механизма «регуляторной гильотины»

Размышляя о возможных рисках и последствиях, руководитель междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ Екатерина Дмитрикова подчеркнула, что в случае с советскими актами необходимо продуманное сокращение обязательных требований без ущерба для защиты ценностей:

«Всегда есть риск оставить защищаемую ценность без охраны. Поэтому реформа контрольно-надзорной деятельности должна проводиться с предварительным анализом обязательных требований, т. е. требований, которые остаются актуальны. В ходе работы мы обнаружили, что множество советских правовых актов не содержат никаких обязательных требований».

Заведующая кафедрой административного и финансового права СПбГУ Наталья Шевелева отмечает разрыв между актами СССР и современным предпринимательством. Однако считая, что у них нет ничего общего, специалист заявляет о том, что ситуация совсем не однозначна и каждый акт нужно рассматривать в индивидуальном порядке, чтобы исключить негативные последствия:

«В советское время не было ни бизнеса, ни предпринимателей. По крайней мере официально. На сегодня налоговая и бюджетная система изменились и, казалось бы, места советским регулирующим актам нет. Но когда начинаешь внимательно смотреть на еще не отмененные акты, то приходишь к выводу, что ситуация не столь однозначна».

Тем не менее работа по чистке правового поля идет. Министр юстиции РФ Константин Чуйченко ранее отмечал, что, приступая к работе по отмене советских актов, никто не мог в полной мере оценить сложность и объем поставленной задачи:

«Надо признать, что срок, установленный первоначально для подготовки постановления, — это 15 ноября прошлого года — оказался для нас невыполнимым. Тем не менее две трети работы проделано. По итогам этой работы все акты, которые можно отменить без последствий, будут признаны утратившими силу или не действующими на территории РФ с 1 февраля 2020 года».

При этом, как отмечал Константин Чуйченко, социально-трудовые льготы населения не пострадают при отмене устаревших нормативных актов.

Заместитель директора департамента экономического законодательства Министерства юстиции Ирина Соломатина привела еще один пример советского правового акта, который можно положить под нож «регуляторной гильотины»:

«К таким относятся, например, льготы для героев Гражданской войны или акты, которые регулировали действия на территориях, уже не принадлежащих России».

Как сделать «регуляторную гильотину» эффективнее

Доцент департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ Даниил Цыганков подчеркивает, что механизм «регуляторной гильотины» будет эффективным лишь при выстраивании правильной методологии. По его мнению это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать необходимость этих норм. В случае невозможности исполнения правового акта в современных условиях он будет отменен.

Автор:
Дарья Коваленок

Источник: nevnov.ru

Добавить комментарий