Петербургский гончарный мастер рассказал о том, что не сможет уничтожить никакая вирусная напасть

Categoriesразное

НЕВСКИЕ НОВОСТИ побывали в мастерской петербургского гончара Сергея Мельникова. Творческая мастерская обосновалась рядом с Александро-Невской Лаврой с благословения Епископа Выборгского Назария. В мастерской создается керамическая посуда, предметы домашней утвари, уникальные напольные вазы, кашпо и амфоры. В то же время здесь идет реставрационная работа древних образцов керамического искусства.

Несмотря на вынужденный карантин, уютная мастерская гончара Сергея Мельникова у стен Александро-Невской лавры продолжает свою работу. Мастер убежден:

«Нация без культуры — как человек без лица».

Гончар старается во что бы то ни стало сохранить мастерскую, однако в сложившихся условиях это очень тяжело: счет за электричество никто не отменял, да и аренда помещения выплачивается за счет мастера. 

Гончар признается, что из-за сложившейся ситуации с пандемией приходится рассчитывать только на свои силы. Из-за карантина отправились в вынужденные каникулы несколько художников и скульпторов. Сейчас в штате остался сам Сергей, производящий работы на гончарном станке и его супруга — Лилия Мельникова, которая увлекается народной игрушкой. Практически все предметы создаются по собственным эскизам и обладают неповторимым звучанием.

За основу берутся традиционные образцы: дымковская, хлудневская и абашевская игрушка. Уникальность каждого предмета достигается за счет ручной работы, собственного разработанного эскиза с добавлением классического орнамента. В коллекции также можно встретить и знаменитых персонажей мультфильмов.

Каждая из фигурок — не просто игрушка, а самостоятельный музыкальный инструмент. В фигурке есть три отверстия — три ноты, которые создают уникальное звучание. На базе этих трех нот можно извлекать простые народные мелодии, с которыми справится даже ребенок.

«Все предметы, которые вы здесь видите производятся только нашими силами без какой-либо поддержки. Даже сейчас, несмотря на все, мы сохраняем свою линию, потому что для нас это очень ценно», — подчеркнул Сергей Мельников

Но в этот раз мы пришли для того, чтобы узнать в деталях, как рождается настоящая глиняная ваза. Для изготовления этих предметов мастер использует голубую кембрийскую глину.

Этот пласт соответствует кембрийской эпохе в истории земли, отсюда и название. Добыча голубой кембрийской глины ведется особенно глубоко — на уровне от 80 до 100 метров, а ее возраст составляет от 50 до порядка 450 миллионов лет. Глина в том числе добывается и в карьерах Ленинградской области.

Прежде чем приступить к работе на гончарном круге, комок глины необходимо пропустить через специальную машину — экструдер. Это агрегат с винтом внутри, который сформирует из неравномерного комка глины цельный пласт.

После чего пласт глины, вышедший из машины нужно немного помесить руками. Это делается для того, чтобы определить степень пластичности материала, нужно ли добавить воды или переработать глину еще раз, чтобы добиться мягкости. В итоге должна получиться удобная пластичная масса.

«Бесформенный комок — это некая проблема. Теперь его нужно материализовать в форму, которая возникла в голове мастера»,— констатирует гончар.

Кстати, откуда пошло само название профессии — гончар? Секрет в месте, которое считается сердцем мастерской. Горн — печь, в которую помещают готовое изделия для обжигания. Издревле говорилось, что гончар — чародей горна. Изначально даже само название профессии звучало как: горнчар. Однако из-за неудобства произношения, букву «р» из середины слова убрали. 

«Гончар — это древняя благородная работа, за которую не стыдно людям в глаза смотреть», — заявил мастер, размышляя о профессии. 

А теперь начинается самое интересное. Гончар приступает к созданию изделия на специальном оборудовании. Гончарный круг в мастерской Сергея механический, его не нужно крутить ногой.

Что же привело человека к работе на гончарном станке? Мастер напомнил, что работа по возделыванию глины — древнейшая на Земле. А причина, по которой у человека появилась мысль создавать из глины различные сосуды до банального проста — жажда:

«Элементарное желание человека не умереть от жажды побудило его к созданию глиняных сосудов. Во времена палеолита человеку было необходимо иметь запас воды и в чем-то его хранить. Камень и дерево не подходят для хранения в них воды. Тогда человек на заре своего опыта посмотрел на гнезда ласточек и понял, что лучше всего для изготовления сосуда подойдет глина».

Тем временем заготовка помещается в центр гончарного круга и начинается чудо воплощения. 

​​​​​​На наших глазах бесформенный липкий комок обретает изящные формы. 

Кстати, именно в этой петербургской мастерской было произведено множество декоративной керамики для разных художественных фильмов. Например, для сериала «Екатерина» о судьбе Екатерины Великой, «Шерлок Холмс» 2013 года и кинокартины «Вертинский», которая сейчас находится в производстве. 

А эта чудесная ваза, которая родилась прямо на наших глазах, отправляется на просушку и в горн для обжигания. Глина изменит свой цвет, обретет прочность и долгие годы будет радовать своего владельца. 

Гончар Сергей Мельников сравнивает процесс работы за гончарным кругом с медитацией:

«В восточных духовных практиках распространена медитация. Это нечто сродни с нашей глубокой православной молитвой. Состояние глубокой концентрации, помноженное на абсолютный покой. Многие люди, практиковавшие медитацию отмечают сходство работы гончара с состоянием полного транса».

Рано или поздно карантин закончится. Сергей Мельников считает, что нынешний кризис — это далеко не конец, а начало новой эпохи и новых возможностей. Самое главное — использовать эти возможности для сохранения всего лучшего, что есть в человеческой душе и не допустить ошибок, допущенных многими поколениями до нас. Одной из главных точек опоры для этого и должно стать искусство. 

 

 

Автор:
Дарья Коваленок

Источник: nevnov.ru

Добавить комментарий