Комиссия с экспертами и художниками решила бы судьбу грустной лошади

Categoriesновости

В Петербурге жители Василеостровского района просят коммунальщиков не закрашивать рисунок длинноногой лошади с огромными глазами. Этот случай далеко не единственный, когда петербуржцы просят оставить граффити. Поэтому урбанист предложил создать комиссию по искусству в общественном пространстве.

Жители Васильевского острова в Санкт-Петербурге попросили коммунальщиков не закрашивать нарисованную длинноногую лошадь с огромными глазами. Заявление составила создательница районной группы «От Стрелки до Гавани». Урбанист предложил создать специальную комиссию по искусству, которая смогла бы разбираться с такими просьбами петербуржцев.

Давняя борьба за стрит-арт

В Петербурге давно идет борьба за красивые и полюбившиеся горожанам граффити. Речь идет не о вандальных надписях, а о действительно интересных работах. Даже «Россети Ленэнерго» обращались с жалобой в суд на принятое ГАТИ решение об уничтожении известных петербургских граффити с портретами Зины Портновой, Сергея Бодрова и Виктора Цоя. 

При этом в городе постоянно появляются новые интересные объекты стрит-арта. Так, на Каменноостровском проспекте появилась граффити-карта центра Петербурга, на которой указаны адреса нескольких баров. На трансформаторной будке указан и призыв из песни группировки «Ленинград»: «В Питере — пить».

Портрет музыканта Егора Летова стал соседом изображения Джона Леннона в сквере Виктора Цоя на двух гаражах. Автором граффити является художник Олег Нилов. Он нарисовал портреты у сквера Виктора Цоя.

Однако даже такие картины вызывают недовольство у некоторых людей. Противники граффити всерьез считают, что художественной ценности в таких работах нет. Мнение одного из них недавно приводили представители ГАТИ. Русско-американский художник и культурный деятель Дмитрий Стрижов порассуждал на эту тему, отметив, что ничем другим, как вандализмом, такое «искусство» не назвать.

По его мнению, современное искусство, несомненно, играет важную роль в развитии общества, однако относить к нему граффити будет ошибкой. Это, по словам художника, не что иное, как акт вандализма. Он аргументируют свою позицию тем, что фасады зданий Петербурга имеют законченную структуру. Их в целом можно считать самодостаточными произведениями искусства разных эпох и стилей. Нанесение надписей и рисунков только уничтожает их уникальность.

В то же самое время художник считает, что размещать арт-объекты в Петербурге все-таки необходимо. Но такое право стоит предоставить уже состоявшимся авторам. Немаловажным он назвал и то, что новые работы должны гармонично вписываться в городскую среду и дополнять архитектуру города, а не выбиваться из нее.

Не все является граффити

Урбанист Михаил Климовский рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, как можно было бы решить постоянный конфликт коммунальщиков и любителей уличного искусства. Он объяснил, что не все рисунки являются граффити. Поэтому судьбы самых любимых картинок могла бы решать специальная комиссия по искусству.

«Что точно нужно делать в городе – вероятно, нужно создать некую комиссию по искусству в общественном пространстве. Не все является граффити. 

Зачастую крупномасштабные изображения на стенах называются муралами. И было бы здорово собрать комиссию при комитете по благоустройству и КГА, куда бы входили эксперты и художники», — предложил урбанист.

Граффити в центре может стать меньше

В центре города могло бы стать меньше рисунков, если бы город согласовал программу для таких граффити в спальных районах. Пока что многие художники рисуют в том или ином месте просто из-за того, что других вариантов у них нет.

«Появление современных форм в городе должно быть, но лучше, когда есть общие регламенты и подходы к этому формированию. В Санкт-Петербурге нет подхода к тому, что мы называем искусством в общественном пространстве. Зачастую появляются рисунки там, потому что нет других мест.

Если бы городом была согласована программа развития современных форм в спальных районах, то в центре их было бы меньше. Для центральных частей могли быть более продуманные работы, потому что не все художники учитывают контекст», — рассказал Михаил Климовский.

Нужен диалог

Петербуржцев часто не спрашивают об их желаниях ни город, ни художники. Из-за этого нет необходимого диалога между ними. Сейчас горожане активно просят не убирать грустных длинноногих лошадей с огромными глазами на Васильевском острове, значит, жителей надо выслушать.

«Нужен диалог. Ничего не делать – плохо, делать что угодно – тоже плохо. Я придерживаюсь подхода, что искусство предполагает не только репрезентацию в общественном пространстве, но и коммуникацию с этим обществом, чтобы жители тоже вовлекались в принятие решений.

Жителей зачастую не спрашивает ни город, ни художники. На уровне города это должно быть что-то на уровне дизайн-кода, в котором есть раздел об искусстве в общественном пространстве», — подытожил урбанист.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что проблему граффити в Петербурге обсуждают достаточно давно. Уличные художники договорились с ЗакСом, чтобы депутаты рассмотрели поправки к законопроекту о легализации граффити.

Стало известно, что комитет по градостроительству и архитектуре до конца года представит список адресов, где уличным художникам предложат рисовать граффити. Также назовут имена членов комиссии по согласованию рисунков.

Автор:
Ольга Костромина

Источник: nevnov.ru

Добавить комментарий