Женский следственный изолятор № 5 располагается в безлюдной промзоне на Выборгской стороне. Рядом — психиатрическая больница особо типа. Через дорогу дымит завод. Вдоль забора, увенчанного «егозой», совершают обход часовые со служебной собакой. Грязная слякоть и бетонное небо делают окружающий пейзаж еще мрачнее. А тем временем узницы СИЗО разукрашивают свои серые будни с помощью искусства.
Как теряется связь с волей
Дожидаемся представителей УФСИН и вместе с ними отправляемся на территорию. Для этого нужно миновать три проходных. На второй необходимо сдать сотовый телефон и оставить паспорт. Здесь теряется связь с внешним миром. И даже с эпохой. Журналисту приходится работать по старинке: с блокнотом и фотоаппаратом. На третьей проходной досматривают личные вещи с помощью металлоискателя.
Наконец мы оказываемся на территории СИЗО. Создается впечатление, что вся окружающая действительность состоит из высоких оград, решеток и колючей проволоки, через которые едва проглядываются кирпичные корпуса казематов и хозяйственных построек. Даже канализационные люки закрыты на замки. На одном из зданий красуется поздравительный плакат ко Дню победы. Сотрудники СИЗО говорят, что он висит здесь уже много лет. Впрочем, как отмечают работники ФСИН и заключенные, время в таких местах течет иначе.
Хорошие соседи, веселые друзья
На территории СИЗО то и дело лают собаки. Периодически откуда-то издалека доносятся нечленораздельные крики. Нам объясняют, что это шумят соседи — пациенты психбольницы для невменяемых преступников. Именно в таких учреждениях закрытого типа держат маньяков и людоедов. Например, в больнице на Арсенальной доживал свои последние дни известный каннибал-расчленитель Ильшат Кузиков, орудовавший в Московском районе в 1990-х.
Стрит-арт за колючей проволокой
Окна камер главного здания СИЗО выходят на тюремный забор. Через решетку с улицы виднеются тюремные нары. Еще до недавнего времени забор был самой обычной частью периметра. Однако Московский живописец — Игорь Сукманский, более известный под псевдонимом Гарри Зух, вместе с петербургским соавтором Катериной Русских нанесли на забор контуры лошадок, которых заключенные оживляют при помощи разноцветных красок. Эти абстрактные скакуны в свое время прославили живописца, став его визитной карточкой. Работы отличаются контрастными закрашенными плоскостями. Сам художник объясняет этот от прием так:
«Для русской иконописи характерны большие закрашенные пространства. Это дает чувство глубины. Здесь мы попытались использовать такой прием. Когда заключенные творят, они забывают о своих невзгодах, целиком отдавая себя искусству, отвлекаются от насущных проблем», — отметил Гарри Зух.
От звонка до звонка
Большинство женщин, находящихся в изоляторе, только ждут своего приговора. Но часть заключенных уже отбывает здесь наказание, работая в хозотряде. Именно они и принимают участие в проекте. Одна из таких Татьяна Денисова. До попадания в тюрьму она работала учительницей начальных классов. Теперь расписывает стену вместе со своей подругой по несчастью. Женщина не рассказала, как она оказалась за решеткой, но поделилась своими планами на будущее.
«Мне до звонка осталось два с половиной года, — объясняет Татьяна. — Первый раз взяла кисть в руку, можно сказать. Никогда не увлекалась живописью, но сейчас втянулась. Вполне возможно, что продолжу эти заниматься на воле».
На воле Татьяну ждут мать и сын. Женщина призналась, что очень скучает по своим близким и хочет увидеть их как можно скорее.
«Очень хочу встретиться со своим сыночком. Как он там без меня? У меня есть шанс на условно-досрочное освобождение. Я надеюсь, что это поможет мне быстрее оказаться на воле и вернуться к семье и нормальной жизни. Хочу поздравить своих мать и сына с наступающем Новым годом. Очень по ним скучаю», — добавила Татьяна.
Как тюремный коридор стал музеем
Но это современное искусство. А тем временем в корпусе, где содержат заключенных, открывалась выставка репродукций картин русского музея. Похожую, кстати, проводили в старых «Крестах» в 2014 году. Поднимаемся по веткой лестнице, пропахшей гнилью и сыростью, и попадаем во вполне опрятный коридор.
Именно здесь и разместили экспозицию. Основной образ — женский потрет, за которым стоит непростая судьба героини каждого полотна. В экспозицию вошли репродукции работ Брюллова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Дейнеки, Самохвалова и других прославленных живописцев.
Организовало выставку Некоммерческое партнерство «Общество духовно-патриотического и физического развития». А помогли представитель союза православных предпринимателей, член попечительского совета СИЗО № 5 Владимир Митрофанов, заместитель директора Русского музея Анна Цветкова, а также искусствовед Ольга Антонова.
«С момента открытия аналогичной выставки в «Крестах» прошло шесть лет. Теперь наконец-то получилось открыть здесь. Это получилось благодаря президентскому гранту. Еще за помощь в организации хочется поблагодарить руководителя Православного центра духовного возрождения — Любовь Афанасьеву. Но она сейчас на самоизоляции, поэтому не смогла приехать сюда сегодня», — рассказал Владимир Митрофанов, харизматичный мужчина в старомодном, но при этом весьма элегантном костюме.
Картины повесили между дверьми тюремных камер. Интересно, сколько времени выделят подследственным и обвиняемым на знакомство с шедеврами русской живописи? Перед официальным открытием выставки в коридоре отслужили молебен. Затем перерезали красную ленточку.
«Многие заключенные никогда не были в музее. Возможно, познакомившись с репродукциями, они потянутся к искусству и захотят познакомиться с оригиналами после освобождения. Сейчас мы реализуем проект «Доступная среда». Но это не только создание условий для людей с ограниченными возможностями в самом музее. Смысл заключается в том, чтобы дать возможность познакомиться с искусством тем, кто не может этого сделать по тем или иным причинам. В это число входят и заключенные», — поделалась Анна Цветкова.
Сила искусства и молитвы
Оказавшись «на свободе», мы решили позвонить Любови Афанасьевой, которая, как объяснил Владимир Митрофанов, не смогла поприсутствовать на мероприятиях в СИЗО. Эта добродушная и отзывчивая женщина уже несколько раз становилась героиней наших материалов.
«Я помогала только с организацией в основном удаленно. Из-за пандемии стараюсь никуда не выходить. Но скажу следующее: можно сколько угодно проводить мероприятий в местах заключения, но от этого не будет никакого толку, если не будет самого важного: искусства и молитвы. Они ведь взывают к душе человека. Были опасения, что из-за эпидемии у нас ничего не получится, но все сложилось удачно», — подытожила Любовь Афанасьева.
Луч света в тюремном царстве
Современное и классическое искусство медленно, но верно проникает в петербургские тюрьмы, поддерживая культурную связь заключенных с внешним миром. Но затронет ли оно души преступников? Мы полагаем, что не всех. Но все же для многих выставки и самостоятельное творчество станут лучиками света в темном царстве исправительных учреждениях.
Автор:
Никита Нестеров
Источник: