День открытых дверей прошел на учебно-курсовом комбинате «Горэлектротранса». Мы посетили это мероприятие и пообщались с будущими водителями петербургских троллейбусов и трамваев, а также их наставниками, которые посвятили свою жизнь этой профессии.
Благодаря развитию транспортной сети Петербурга престиж и популярность профессий водителя трамвая и троллейбуса растут с каждым годом. На предприятиях, связанных с работой электротранспорта в Петербурге, трудятся почти 12 тыс. специалистов. Более 3 200 — водители. В прошлом, 2019, году учебно-курсовой комбинат подготовил 319 специалистов. Этот показатель планируют увеличить более чем в полтора раза. К концу 2020 года планируется выпустить 510 водителей. Большинство учеников — мужчины. Средний возраст студента предприятия — около 30 лет.
Учебный комбинат работает уже сотню лет. По инициативе Петроградского совета депутатов и трудящихся в 1920 году была организована школа подготовки вагоновожатых и кондукторов. За свою вековую историю учреждение подготовило 25 тыс. водителей.
«У нас две программы обучения. Мы готовим водителей трамвая и троллейбуса. Группы набираем каждый месяц. Пока в городе водителей хватает. Но транспорта становится больше, поэтому профессия остается весьма востребованной. У нас сложный профессиональный отбор. Он включает в себя обычное собеседование, разговор с психологом и медицинское освидетельствование. Желающий получить специальность должен понимать, что будет управлять общественным транспортом. Кандидатам нужно знать основы электрики. После теоретической части ученики занимаются на тренажерах, потом проходят практику», — поделилась директор учебного комбината Виктория Толстикова.
Помимо компьютеров и различных обучающих макетов учебный комбинат располагает двумя симуляторами. Один представляет из себя кабину трамвая. Второй обучает управлению троллейбусом. Карта создана на основе маршрутов общественного транспорта Московского района. Симуляторы позволяют ученикам отрабатывать не только навыки управления, но и всевозможные внештатные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.
«Самая распространенная проблема, с которой сталкиваешься практически каждый день, — это зазевавшиеся пассажиры, которые выпрыгивают из салона за секунду до закрытия дверей. Водитель должен следить, чтобы никого не прищемило. Это его полная ответственность. Работа психологически сложная. Но мы должны уметь абстрагироваться, снимать нервное напряжение после смены. Помогают домашние дела и общение с близкими: прогулка с собакой, помощь детям с уроками», — рассказала водитель трамвая, мастер производственного обучения Мария Евтушенко.
День открытых дверей посетили около 40 человек. В программу мероприятия вошла лекция и экскурсия по предприятию. Мы пообщались с теми, кто уже приступил к обучению, и спросили студентов, почему они выбрали именно эту специальность.
«Выбор профессии начинается с мечты. Со временем она становилась все сильнее. Хотелось сесть за руль троллейбуса. До этого я работал водителем. Мне было важно сохранить визуальную связь с дорогой. Для меня это образ жизни. Такой профессией можно гордиться. Когда управляешь общественном транспортом, трудишься на таком большом предприятии, то ощущаешь сопричастность к жизни нашего города. Отличаются ли принципы вождения троллейбуса от особенностей управления автобусом? Конечно. Троллейбус приводят в движение другие природные силы, если можно так выразиться. Это совсем иные ощущения», — поделился ученик комбината Родион Сарамбаев.
«Я очень люблю технику. Как и Родион, тоже работал водителем: на легковом и грузовом транспорте. Потом решил выбрать трамвай. Захотелось попробовать что-то новое. Это очень ответственная работа. Она требует высокой концентрации внимания. Нужно постоянно следить за дорогой. Ведь с рельсов никуда не уйдешь», — отметил ученик предприятия Николай Муравьев.
Добавим, что электротранспорт Петербурга продолжает активно развиваться. В прошлом году зарубежные эксперты назвали наш город троллейбусной столицей Европы. Этот почетный титул Петербургу присвоили на заседании Международного союза общественного транспорта.
Особая гордость Северной столицы — это электробусы с динамической зарядкой или, как их еще называют, троллейбусы с увеличенным автономным ходом. В 2019 году такие машины перевезли 22 млн пассажиров, увеличив прошлый показатель на 50 процентов. Благодаря этой технологии городу удалось продлить или соединить троллейбусные маршруты без прокладки дополнительных контактных сетей.
Автор:
Никита Нестеров
Источник: