«Студия 44» покажет проекты за 25 лет и побалует «ангельскими» леденцами

Categoriesразное

Известный архитектор Никита Явейн провел экскурсию по выставке, посвященной работе Архитектурного бюро «Студия 44», руководителем которого он является. Грандиозная экспозиция занимает всю Большую анфиладу Главного штаба Эрмитажа.

Одна из первых частных проектных компаний Петербурга отмечает свое 25-летие. За эти годы Архитектурное бюро «Студия 44» воплотило в жизнь множество проектов, без которых уже нельзя представить город. Среди них здание Музея железных дорог России, Ладожский вокзал и даже то самое восточное крыло Главного штаба, где развернется экспозиция.

Открытие выставки «Студия 44. Анфилада» состоится 16 февраля. Сейчас проводятся заключительные работы, наносятся последние штрихи. Экспозиция состоит из нескольких тематических блоков: переходя из одного пространство в другое, зритель словно читает рассказ об архитектуре как комплексном виде искусства. С первого шага гости сталкиваются с линиями — это сечения, которые проходят через всю экспозицию. Разгадать тонкий замысел авторов удастся лишь в последней комнате.

Одна из основных задач, которые ставили перед собой создатели выставки — это показать посетителям архитектуру. Обычно в музеях смотрят на картины, скульптуры, а архитекторы чаще хвастаются только друг перед другом. «Студия 44» исправляет это упущение.

«Вторая не менее важная цель — показать возможности этого пространства, раскрыть его в большей степени», — рассказал Никита Явейн.

Все начинается с Триумфальной лестницы в Пятом атриуме. Здесь представлены зарисовки к проекту лестницы, которые шаг за шагом показывают процесс рождения формы. Важнейший элемент архитектуры зала — это двери Большой анфилады. Чаще всего гигантские двери-порталы находятся в закрытом положении, оставляя лишь классический проход в следующий зал, но раз в день они будут открываться. Это действо должно стать сродни тому, как павлин распускает свой хвост на знаменитых часах в Эрмитаже.

В Четвертом атриуме установлен «Контейнер-кинозал», где будут транслировать видеофильм о проектах бюро, сделанный специально к выставке.

«Мы привезли контейнер, поставили его на классический стилобат и будем показывать там фильмы. Фильмы самые неожиданные. Это не фильм, просто показывающий объекты. Там дома летают, соединяются друг с другом, расходятся. Это архитектурные образы на основе реальных домов», — рассказал руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.

В следующем зале, который представляет собой Красный трансформер, расположен восьмиметровый «Дом макетов». Здесь можно увидеть 70 макетов к 44 проектам, над которыми бюро работало за последние 25 лет.

«Макеты, в том числе Главного штаба. Скажу честно: у нас была похожая выставка в Москве, но гораздо меньшая по объему — это любимое место для детей и родителей. Здесь они все рассматривают. Трогать лучше не надо, мы будем за этим смотреть, а то некоторые что-нибудь на сувениры стараются унести», — подметил Никита Явейн.

Весь Третий атриум занимает масштабная инсталляция «Архив». Это 38 проектов в фотографиях и чертежах, которые закреплены на железной сетке. Справа от центральной красной линии расположены реализованные проекты, а слева находятся концепции, эскизы, а также проекты в стадии реализации. Среди них можно увидеть концепцию бюро стадиона на Крестовском острове, но по результатам конкурса строительство арены вели по проекту японского архитектора Кисе Курокавы.

Не исключено, что когда-нибудь на похожей экспозиции будет представлена концепция развития общественного пространства «Тучков буян», поскольку «Студия 44» является одним из финалистов конкурса по проектированию арт-парка. Пока Никита Явейн не торопится раскрывать задумки и лишь отмечает, что говорить о концепции слишком рано.

Блок «Происхождение формы», расположенный в Зеленом трансформере, посвящен рождению архитектурной формы. Здесь можно увидеть вокзал «Олимпийский парк» в Сочи, который пропитан движением и напоминает гигантского буревестника. Также в качестве импульса для создания необычных форм в «Студии 44» использовали интеграцию в природный ландшафт, задачи социализации, коллективную память.

С переходом во Второй атриум посетители выставки попадут в «Эрмитажный сад». Здесь их встречают архитектурные формы и живые липы. Сейчас на деревьях уже набухли почки, а ближе к апрелю они и вовсе зазеленеют, перенося гостей в летний сад. Именитый архитектор пообещал, что до цветения лип дело не дойдет, поэтому люди, страдающие от аллергии, могут посещать выставку без лишних опасений.

В Синем зале-трансформере представлены идеологические обоснования проекта Главного штаба и его окончательная редакция, а также метаморфозы, которые происходили с отдельными элементами. Здесь также расположены экраны, на которых будут транслироваться фильмы о работе специалистов «Студии 44».

Экспозиция завершается на Певческой лестнице, где становится понятно, куда ведут все линии. По задумке Карла Росси здание сужается клином к Певческому мосту, и его внутренние дворовые пространства сходятся, как в барочной перспективе. Архитектор повернул последний поперечный корпус относительно всех остальных. Также и Певческая лестница отворачивает от оси Большой анфилады. Поразительно, но виртуальная ось, будучи продолжена за стены Главного штаба, выходит прямо на шпиль собора Петропавловской крепости. Именно на этом аспекте сосредоточен финал экспозиции. Кроме того, сладкой точкой просмотра для гостей выставки станет леденец на палочке в форме ангела со шпиля Собора святых Петра и Павла.

Автор:
Анна Карпова

Источник: nevnov.ru

Добавить комментарий