В 2020-м, коронавирусном году Петербургский метрополитен недополучил 8 млрд рублей. В итоге эти убытки главному городскому перевозчику пришлось закрывать бюджетными субсидиями и кредитами. Но и до пандемии наша подземка годами оставалась стабильно убыточной. Директор метрополитена Евгений Козин рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, почему основная транспортная артерия города не может самостоятельно зарабатывать в нынешних условиях.
По словам руководителя подземки, метрополитен сможет окупить расходы на содержание только с помощью инвесторов. Так, кстати, уже давно делают во многих странах мира и даже в российской столице. Инвесторов привлекают для модернизации обслуживания наземных вестибюлей в обмен на возможность коммерческого использования части их территории.
«Например, в Сингапуре сдают в аренду площади выше станций. В Москве так тоже было. Но это программа, которая утверждается на уровне города», — отметил Козин.
Но несмотря на многочисленные успешные примеры подземок по всему миру, администрация Санкт-Петербурга не торопится рассматривать подобные проекты с привлечением частных инвесторов. Евгений Козин считает, что этому препятствует плотная окружающая застройка. Особенно, если речь идет об историческом центре города.
«Там, где объекты метрополитена ограничены обрезом фундамента, нельзя говорить об инвестиционных программах. Это можно смотреть на станциях, которые расположены вблизи каких-то скверов. Скажем, «Дунайская». Но это надо закладывать на стадии проектирования», — добавил руководитель подземки.
За последние три года в Петербурге открыли всего пять новых станций. Правда, в проекты так и не заложили возможность коммерческого использования прилегающих территорий. Чиновники не хотят пускать на конкурентной основе частных инвесторов в Петербургский метрополитен.
Получается, что наша подземка будет терпеть убытки до тех пор, пока Смольный и парламент не внесут соответствующие поправки в городское законодательство.
А пока потребности метро стараются покрыть за счет пассажиров. В этом году цена одного жетона составляет уже 60 рублей, что делает нашу подземку самой дорогой в России по стоимости разового проезда. Для сравнения, в Москве, где метрополитен активно начинает привлекать частный капитал в свое развитие, за разовый проход пассажиры платят всего 57 рублей.
Пока городские власти не примут изменения в законодательство, позволяющие привлекать в развитие транспортной инфраструктуры дополнительные источники финансирования, городская транспортная отрасль вполне может превратиться в долговую яму со стремительно растущими тарифами для пассажиров.
Справедливости ради стоит добавить, что в некоторые станции Петербургского метрополитена все же в той или иной степени интегрированы объекты сферы услуг для горожан. Но такие объекты пока что можно пересчитать по пальцам одной руки.
Автор:
Никита Нестеров
#петербург
#метро
#транспорт
#инвестиции
Источник: