Хорошая погода редко радует петербуржцев, особенно поздней осенью, зимой или ранней весной. То дожди, то слякоть, то гололед. Как тут не промочить ноги и не заболеть, пока идешь от метро до остановки? Ходить в резиновых сапогах? В калошах? Или город сможет предложить жителям другие решения? Поразмышляем, что и как можно изменить на примере остановок рядом с метро «Электросила».
Давно пора
До начала пандемии говорили о том, что вестибюль станции метро «Электросила», как и соседней «Фрунзенской», нуждается в реконструкции из-за растущего пассажиропотока. И это несмотря на то, что «Электросила» не входит в список самых загруженных. В 2016 году вестибюлем пользовались 858 578 пассажиров в месяц. Более актуальные данные на официальном сайте Петербургского метрополитена не публиковали. Скорее всего, из-за активного строительства жилых домов в начале 2020 года пассажиропоток был еще выше, а потом упал из-за ситуации с коронавирусом.
Правда, сейчас Петербургский метрополитен все чаще отменяет или переносит запланированные работы. Еще летом этого года в подземке пожаловались на нехватку денег, которые требуются для ремонта. Однако к реконструкции вестибюля все равно рано или поздно придется вернуться, так как пассажиропоток продолжит расти из-за жилой застройки вокруг станции. Если, конечно, не случится очередного локдауна.
Действительно, денег у метрополитена немного — от слова совсем. Но вполне логично, что если подземка отдаст в аренду часть своих площадей коммерсантам, то ее доходы возрастут. Уживаются же цветочные магазины рядом с вестибюлями метро. А если отдать бизнесу побольше территории? Может, и убытки тогда сократятся.
Тем не менее при реконструкции стоит учитывать не только пропускную способность вестибюля. Как-никак XXI век на дворе. Потребуется уделить внимание и комфорту, и безопасности пассажиров. Многие из них пересаживаются у «Элетросилы» на наземный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус и коммерческие машрутки.
Что, еще 60 лет?!
А пока в холодную погоду короткий путь до остановки покрывается снегом, лужами и льдом. Так что можно не только заболеть, но и, поскользнувшись, получить травму. А часть пассажиров пожаловались на то, что им не хватает еще одного пешеходного перехода на другую сторону Московского проспекта. Кроме того, некоторые из опрошенных нами горожан считают, что имеющаяся инфраструктура не отвечает потребностям маломобильных жителей Петербурга.
В общем, новый вестибюль должен не только обеспечивать высокую пропускную способность, но и стать более комфортным и безопасным.
«В теории старый вестибюль может прослужить еще очень долго. Это капитальное сооружение, сделанное на совесть, как и многие станции Московско-Петроградской линии. Тут вы можете мне возразить, вспомнив трагедию на „Сенной площади“. Тогда, в 1999 году, рухнул козырек вестибюля. Были жертвы. Но это произошло из-за того, что сооружение в свое время не достроили в соответствии с изначальным проектом. Если помните, там планировали создать ТПУ с автовокзалом и экспрессами в Пулково. Но от этой затеи отказались. А так вестибюли служат долго. Простоял 60 лет, простоит еще столько же. Но периодически возникает необходимость переделывать вестибюли под новые требования комфорта и безопасности. Только вот это происходит часто в ущерб их состоянию. Тем более, если не благоустраивать при этом прилегающую территорию, толку будет не много. С Москвой в этом плане нас сравнивать некорректно. Там есть деньги, а мы по сравнению с ними провинциальный городок на севере страны. Остается только порадоваться за москвичей», — рассуждает заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев.
Так как же можно сделать вестибюль, остановки и прилегающую территорию более комфортными и безопасными? Один из вариантов — крытая галерея. Что-то похожее у нас уже есть на «Проспекте Ветеранов». Но в этом случае сооружение придется устанавливать поперек тротуара, что не очень удобно для пешеходов.
Тогда, может быть, стоит слегка расширить Московский проспект в том месте, где располагаются остановки. Это заметно сократит путь от метро до наземного транспорта. Или же подвести выход из станции поближе к самим остановкам. А может, стоит создать удобную сеть подземных переходов? В общем, вариантов множество.
В гостях хорошо, а дома все по-прежнему
Вообще, организация удобных и безопасных транспортных узлов входит в число приоритетных задач любого развивающегося мегаполиса. И если в последние годы Москва успешно реализовала десятки подобных проектов, то в Петербурге такие объекты можно пересчитать по пальцам одной руки.
Давайте посмотрим, как в столице организуют удобные переходы и пересадки и стоит ли нам взять на вооружение такой опыт. Несколько часов на поезде, и вот — мы в Москве. Отправляемся на проспект Мира, который в архитектурном плане местами напоминает наш Московский.
Переход с железнодорожной платформы Ростокино до одноименной станции Московского центрального кольца. Выходить в город оттуда пока не очень удобно, так как специалисты еще не завершили работы по благоустройству прилегающей территории. Однако сам переход между железнодорожными станциями очень комфортный и безопасный. Попасть с одной на другую можно практически не выходя на улицу. Поэтому никакого дискомфорта в пасмурную погоду мы не испытали. Ноги остались сухими, а ботинки чистыми.
Или вот, пожалуйста: еще один пример — пересадка с доживающего свои последние дни монорельса на трамвайную остановку. Нужно только спуститься. Или подняться. Интересно, а у нас до такого когда-нибудь додумаются? Не до монорельса, конечно, а до таких удобных остановок. Пользоваться ими — одно удовольствие. Или Петербургу не нужно перенимать опыт Москвы, а предложить свои оригинальные решения?
«То, что делают в столице, — это коммерческая история. Здесь в первую очередь учитывали интересы инвесторов — собственников ближайших объектов, которые вложились в благоустройство. Что касается транспортно-пересадочных узлов — их во всем мире называют хабами. Там обязательно должен быть вокзал, пересадка на автобусные маршруты и другой транспорт, как на „Ладожской“. Если говорить об остановках у станций метро с большим пассажиропотоком, то это уже вопрос благоустройства территории», — отметил транспортный эксперт Владимир Валдин.
И это не образцово-показательные остановки и переходы. Реализацию таких проектов в столице давно поставили на поток. На официальном портале столичного комплекса градостроительной политики и строительства представлено множество перспективных пересадочных узлов, которые должны появиться в Москве в ближайшем будущем. В состав ТПУ входят социальные объекты, офисы, жилые дома и торговые точки. Все это открывает для бизнеса широкий спектр возможностей.
Покатавшись на московских трамваях и городских электричках, возвращаемся домой в Петербург. Как бы там ни было, пока у города нет конкретных планов по реконструкции вестибюля «Электросилы» и благоустройству прилегающей территории вместе с остановками. Что-то подобное, не хуже чем в Москве, у нас сделали разве что на Ладожском вокзале и остановках «Чижика», который запустили за счет частных инвестиций.
Кто все будет делать?
Мы решили поинтересоваться у комитета по развитию транспортной инфраструктуры, собираются ли в нашем городе благоустраивать остановки и подходы к ним. Однако там нам ответили, что этот вопрос относится к содержанию указанных объектов.
Примерно то же самое сказали в дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Правда, там занимаются не остановками, а транспортно-пересадочными узлами. Станция метро «Электросила» и прилегающая территория к ним не относятся.
Конечно, в Петербурге не так много денег, как в Москве, но ведь в столице подобные инициативы реализуют при поддержке девелоперов. Рядом со станцией метро располагается множество коммерческих объектов и бизнес-центр. Благоустройство прилагающей территории, по идее, должно повысить их привлекательность. Так почему бы нашим властям не начать диалог с инвесторами? Тогда уже можно будет говорить о каких-то конкретных проектах. От этого выиграют все: и город, и бизнес, и жители.
Автор:
Никита Нестеров
#петербург
#москва
#транспорт
Источник: