Подведены итоги конкурса, организованного комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) по созданию малых архитектурных форм, которые преобразят парки, скверы, улицы Петербурга. Три работы-победительницы будут размещены, а еще десять проектов рекомендованы к размещению в парках, скверах, на улицах Красногвардейского, Фрунзенского и Красносельского районов.
В конкурсе, объявленном в октябре, приняли участие 70 работ. Их можно было увидеть на экспозиции в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В конкурсе приняли участие как молодые скульпторы, так и именитые мастера.
В этом году участникам было предложено представить авторские размышления на тему: «Единство формы и пространства». Тема конкурса была определена с учетом нескольких задач: прежде всего, улучшить эстетическое состояние территории города и повысить комфортность проживания.
Кроме того, немаловажно сформировать для каждой территории индивидуальный облик и повысить туристическую привлекательность Санкт-Петербурга. По оценке специалистов КГА все участники конкурса в той или иной степени справились с заданной темой.
Работы рассмотрело жюри, которое возглавил председатель КГА Владимир Григорьев, и определило трех победителей.
Первое место получила работа Олега Жениленко «Ожидание», второе – у композиции Даниила Каминкера «Осенний лес», третье — у лидера зрительских симпатий, скульптуры «Телепес» Павла Тихомирова.
Художник и скульптор Мария Иванова-Очерет оценила работы-призеры как актуальные, соответствующие всем художественным критериям:
«Например, работа «Ожидание». Если ее установить рядом с соответствующим заведением, где появляются дети, то она будет к месту. Работы на тему экологии известного скульптора Даниила Каминкера тоже очень актуальны. Они поднимают тему зашиты окружающей среды, сохранения пространства. Работы повысят интерес к малым площадкам, привлекут людей. Скульптуры хорошо впишутся в идею парка или сквера, в котором они будут установлены».
Авторы проектов представили на конкурс также эскизы размещения своих работ на территории города. «Ожидание» будет установлена в сквере на Малой Балканской, рядом с родильным домом. Композиция «Осенний лес» на ул. Потапова, а полюбившийся зрителям «Телепес» в Малоохтинском парке.
Неоднозначную оценку модели- победители конкурса вызвали у сотрудницы Эрмитажа, искусствоведа Александры Коншаковой:
«Осенний лес» — вполне в традиции садово-парковой скульптуры прошлого века (пример – «Сад скульптур» в Выборге). Тема природы, подчеркивание выразительных возможностей камня, тактильность, брутальность. На месте может смотреться неплохо, особенно «кабанчик». Лучше, конечно, не так концентрированно, как показано на эскизе. Но «шишка» — это катастрофа. Просто сложите вместе: скульптуру, снег или лед и маленького ребенка, который обязательно полезет на этот агрегат. Представили? Валерьяночки налить?»
«Телепес», в целом, тоже забавный. Можно было бы сделать силуэт выразительнее: всё-таки не со всех ракурсов считывается «псовость». Но, возможно, этого и не требуется, так остается наглядным превращение неживого в живое. Не совсем понимаю, как сберечь его «лапки» от погружения в грязь и траву, но это задача автора», — отметила Александра Коншакова.
Жюри также определили десять работ, которые будут рекомендованы к установке на территории Санкт-Петербурга. В частности, архитектурные критики оценили многофункциональный и замысловатый проект «Труба» творческого коллектива Джульетты Бобровой и Анны Голдобиной.
«Идея с «трубой» сложнее с архитектурной точки зрения. Но ее можно интересно воплотить. Она отвечает требованиям времени. Я бы положительно отнеслась к этим работам и как зритель, и как скульптор», — высказала точку зрения художник и скульптор Мария Иванова-Очерет.
Когда именно произведения современной скульптуры появятся в Петербурге в КГА не уточнили, отметив, что это произойдет после решения всех организационных вопросов. Но вполне может быть, что уже в следующем году петербуржцы смогут «пообщаться» с «Телепсом» или сделать селфи на фоне «Осеннего леса».
Своими мыслями по поводу, как они преобразят городское пространство, с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ поделилась архитектурный критик Мария Элькина:
«В спальных районах среда бывает настолько скудной и однообразной, что, кажется, любые художественные вторжения в нее хороши. Среди скульптур-победителей есть более или менее удачные. Конечно, как, вероятно, и многим, скульптура «Ожидание» рядом с роддомом кажется мне слишком непосредственной. Идея с «Трубой» по меньшей мере интересна, а «Телепес» — так просто со вкусом сделанный городской объект».
Архитектурный критик отметила, что мы до сих не избавились от шаблонного отношения к «средовому» искусству, в представленных проектах есть некая попытка «сломать шаблоны», но это только первый шаг. Ведь в состоянии города, в том числе его новых районов, существуем системная проблема: их до сих пор планируют, опираясь на практики 1970-х годов.
«Преобладание автомобилей на дорогах, эстетическая и функциональная скудость новых районов становятся только больше заметны. На фоне того, что проблемы эти не решаются, чрезмерное увлечение декоративной стороной дела выглядит несуразно. В конце концов, установкой скульптуры могут заниматься и независимые организации, а от чиновников хотелось бы видеть каких-то более структурных инициатив», — заметила Мария Элькина.
Автор:
Марина Козлова
Источник: