Организация, руководствующаяся концепцией маркетинга, направляет свои усилия сначала на определение потребностей потенциальных покупателей, после чего разрабатывает товар, который удовлетворяет эти потребности. Позволяя фирме одновременно с этим получать прибыль. То, что можно назвать концепцией производства, напротив, характеризуется подходом к проблеме с противоположного направления. В этом случае фирма начинает работу, выпускает продукцию, а затем ждет появления покупателей или же пытается «продать» им мысль о том, что продукция фирмы нужна потребителю и ее необходимо приобрести. Именно такой принцип был выбран Ларри Каннингхэмом.
Очевидно, что перед фирмой, ориентированной на концепцию производства, стоит непосильная задача. Фирме предстоит убедить потребителя купить товар, в то время как на самом деле потребитель не имеет ни желания, ни потребности приобрести данный товар; таким образом, производитель должен попытаться создать спрос там, где он отсутствует.
Некоторые потребители полагают, что основная доля маркетинговой деятельности, особенно реклама, направлена на создание у общества отсутствующей в данный момент потребности в товарах. Однако это верно лишь для организаций, работающих в соответствии с концепцией производства. В случае следования маркетинговой концепции фирма сначала тщательно анализирует рынок, выявляя наличие потребности, а лишь затем выпускает товар, способный удовлетворить эту потребность. Организации, работающей по правилам маркетинговой концепции, нет нужды создавать потребность в товаре, ее главная задача состоит в том, чтобы убедить потребителя, что именно товар этой фирмы наиболее полно удовлетворяет потребность общества.
Где же, по вашему мнению, заложено основное отличие концепции производства от маркетинговой концепции? Фирма, следующая концепции производства, принимает решения о выпуске продукции и сбыте независимо от того, нужна ли она потребителю или нет. Напротив, фирма, следующая маркетинговой концепции, в первую очередь определяет потребность общества, после чего предлагает на рынке товар, удовлетворяющий данную потребность.
Итак, мы приходим к выводу, что организации, ориентированные на производство, делают основной акцент на продукте, в то время как фирмы с маркетинговой ориентацией фокусируют внимание на нуждах потребителя. Фирма производственной ориентации вынуждена решать проблему сбыта имеющейся на руках продукции, а фирма с маркетинговой ориентацией решает проблему производства товаров и предоставления услуг, наиболее полно удовлетворяющих потребности рынка. Фирма производственной ориентации действует в соответствии с категориями объема сбыта, имеющихся рынков, продукции и краткосрочного планирования. Фирма с маркетинговой ориентацией действует исходя из соображений прибыли, будущих рынков и товаров, а также долгосрочного планирования. Другими словами, фирма производственной ориентации стремится к удовлетворению собственных потребностей, а организация с маркетинговой ориентацией направляет свои усилия на удовлетворение нужд потребителя.