В начале нового сезона многие театры Петербурга организовали встречи со зрителями, на которых рассказали о своих планах, новинках, гастролях и провели экскурсии в театральное закулисье. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали некоторые истории и секреты легендарного и очень любимого публикой Театра имени Ленсовета. Экскурсию провела заведующая музеем и редактор литературной части театра Вера Матвеева.
Первое, на что обратит внимание зритель, пришедший в «Дом Корсаковых» на Владимирском проспекте, 12, где и находится Театр им. Ленсовета, это великолепная парадная лестница, реставрация которой началась в 2007 году. Сегодня гости театра могут насладиться элегантной салатно-белой гаммой стен и потолка, полюбоваться на тщательно отреставрированные лепные панно.
Зеркальная зала, где зрители отходят от «культурного шока» во время антракта была сдана реставраторами к открытию сезона в прошлом году. Были восстановлены двери и потолочная лепнина.
Заведующая музеем и редактор литературной части Вера Матвеева:
«Реставраторы полностью восстановили декор в технологии XIX века, в технике тиснения золота под кожу. Таких дверей ни в каких дворцах Петербурга, ни в Эрмитаже, ни в Русском музее нет. Это абсолютно все – золото, и потолочная лепнина, и двери. Сосна, покрытая позолотой».
Сейчас в Зеркальной зале и в фойе, соседствующем со зрительным залом размещена экспозиция театрального музея. Фото любимых артистов, афиши и фрагменты легендарных спектаклей, великолепные театральные костюмы.
В разное время в театре служили и продолжают играть Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих, Сергей Мигицко, Семен Стругачев, Анна Ковальчук. Народная артистка Российской Федерации Лариса Луппиан в настоящее время не только играет на сцене, но и является художественным руководителем Театра им. Ленсовета.
В зрительном зале посетители экскурсии узнали об истории театра и познакомились с процессом монтажа сцены и проверкой звука перед спектаклем «Макбет. Кино».
Святое место для любого артиста – это гримерка, в которой он проводит значительную часть своей жизни. В Театре им. Ленсовета они поражают порядком и чистотой.
Театральные костюмы уникальны, каждый – единственный в своем роде. Подчас затратная строка на пошив костюмов к спектаклю самая значительная во всей смете, больше, чем на гонорары и изготовление декораций.
Когда спектакль уходит из репертуара костюмы отправляются в «запасники», но перед новыми постановками режиссеры могут навестить этот склад и подобрать что-нибудь для будущего спектакля.
Кстати, режиссер Юрий Бутусов, многократный обладатель высших театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит», который с 2011 по 2018 годы служил в Театре им. Ленсовета главным режиссером и художественным руководителем, очень любил подбирать костюмы для своих постановок именно в «запасниках».
Особое внимание стоит уделить истории появления в театре Малой сцены, на которой сейчас можно увидеть 19 спектаклей.
В 1974 году ее создал легендарный режиссер Игорь Владимиров, он руководил театром почти 40 лет и каждый, кто хоть как-то знаком с театральной историей, знает, что именно Игорь Петрович сделал Театр им. Ленсовета известным на весь мир, став подлинным лидером его труппы.
Заведующая музеем и редактор литературной части Вера Матвеева:
«Игорь Петрович Владимиров в 1974 году выпускал свой первый актерский курс и захотел, чтобы все они остались в театре. Задумал открыть для них собственное молодежное пространство, это громко назвали Молодежный театр. И построили для этого Малую сцену. Поскольку он инженер-корабел по первому образованию, он с проектировщиками придумал, что они впишут Малую сцену, положив перекрытия под потолок ресторана. Ничего не надстраивалось. Просто потолок в ресторане стал ниже».
Атмосфера, энергетика Малой сцены совершенно уникальна, считает заведующая музеем и редактор литературной части Вера Матвеева:
«Для игры на Малой сцене уникальная актерская техника должна быть, то, что мы в кино называем «крупным планом», когда в камерном пространстве ты общаешься со зрителем так, как будто он сидит у тебя дома за столом, когда любой нюанс актерской психо-физики, любые умения или фальшь, что тоже бывает, видны сразу. Поэтому Малая сцена для любого артиста – это серьезное творческое испытание, когда зритель тебя может в полном объеме видеть неприкрытым ничем, кроме таланта».
О некоторых тонкостях, которые известны искушенному зрителю-театралу, гости экскурсии узнали, поднявшись на Бельэтаж театра.
Заведующая музеем и редактор литературной части Вера Матвеева:
«Мои любимые места в нашем театре – первый ряд Бельэтажа, потому что взгляд на спектакль с верхнего ракурса самый правильный, виден весь объем спектакля, все мизансценические, сценографические решения художника по свету и других создателей постановки. «Картинка» не плоская, а объемная. В принципе, есть спектакли, которые только сверху и нужно смотреть. У нас это «Сон об осени», «Гамлет», «Странствия Нильса», «Август: графство Осейдж».
В новом 86-м сезоне Театр имени Ленсовета ждет в гости всех любителей как классики, так и авангарда. Кстати, театр его начал с яркой премьеры, спектакля «Пиковая дама. Игра», который анонсируется как «сюрреалистический триллер по мотивам повести А.С. Пушкина». Зрители, которым уж посчастливилось увидеть новую постановку талантливого режиссера Евгении Сафоновой отмечают ее невероятную энергетику, которая захватывает каждого в зале и не отпускает на протяжении всего спектакля.
Напомним, что ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали о планах Театра им. Ленсовета на свой 86-й сезон.
Автор:
Марина Козлова
Источник: