В скором времени Петербург может навсегда утратить десятки архитектурных памятников — настоящих шедевров деревянного зодчества. Чтобы спасти эти объекты, архитектурное бюро «Студия 44» разработало проект «Музей под открытым небом», который нацелен не только на сохранение деревянных памятников, но и на создание новой точки притяжения туристов в Северную столицу. Однако чиновники не торопятся рассматривать эту идею, наблюдая со стороны за разрушением уникальных исторических зданий.
Словосочетание «деревянное зодчество» у многих ассоциируется с церквями и храмами Древней Руси. Но в Петербурге это, конечно же, другие объекты — дачи писателей и поэтов, усадьбы, загородные дома, оранжереи. У памятников деревянного зодчества есть одна важная особенность: поскольку большинство из них не эксплуатируются, из-за постоянных перепадов температур, сырости и грибка многие из них находятся просто в ужасающем состоянии. Об эстетической ценности таких построек говорить уже не приходится.
Для того, чтобы сохранить памятники деревянного зодчества от разрушения, специалисты «Студии 44» разработали инвестиционный проект. Его основная идея — перенести уцелевшие здания в единое пространство и создать Музей под открытым небом. К слову, в России сейчас действуют 30 похожих музеев деревянного зодчества. Самые известные из них — Кижи (Карелия), Малые Корелы (Архангельская область), Витославицы (Новгородская область).
Практика создания таких музеев уже давно реализована в Европе. Многие из них превратились в туристические достопримечательности, значимость которых превосходит ценность отдельно стоящих и разрозненных зданий на территории городов и стран. Например, центр города Рерос в Норвегии: он полностью состоит из отреставрированных деревянных памятников зодчества и является объектом всемирным наследия ЮНЕСКО. Население города — около шести тысяч человек, при этом Рерос посещает около миллиона туристов в год.
В Болгарии недалеко от городка Габрово есть архитектурно-этнографический комплекс Этыр. Он открылся в далеком 1964 году и сейчас является обязательным местом к посещению у туристов. Музей представляет собой реконструкцию примеров традиционного зодчества Болгарии, а также рассказывает о быте и культуре балканского народа.
В соседней Финляндии тоже позаботились о сохранении деревянных исторических построек — городок Раума даже включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И только в Петербурге уникальные дачи, усадьбы и загородные дома брошены на произвол.
Десятки памятников зодчества утрачены навсегда
Время от времени появляется информация о разрушении того или иного исторического памятника деревянного зодчества в Петербурге или Ленобласти. Но на самом деле число домов, находящихся на грани гибели, огромно. Работая над проектом создания музея, специалисты «Студии 44» выявили на территории Санкт-Петербурга 271 памятников деревянной архитектуры. Из них за последние 10 лет было отреставрировано всего 34 объекта, а 31 памятник оказался утрачен навсегда.
«Некоторые бесхозные памятники требуют принятия безотлагательных мер. Многие объекты десятилетиями не эксплуатируются, отключены от инженерных коммуникаций. Из-за постоянного замораживания-оттаивания образовались дереворазрушающие грибы, началось гниение деревянных конструкций. Решением проблемы является вовлечение таких памятников в хозяйственный оборот, который возможен только при выполнении ими музейных функций», — отметили архитекторы.
Сам перенос зданий авторы идеи предлагают осуществлять за счет инвестора, которому будет позволено реализовать инвестиционный проект на освобождающемся земельном участке в городской черте. Объекты, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, можно выставить на торги и после заключения контракта перенести за счет нового собственника в музей под открытым небом. Поскольку 20 % деревянных исторических зданий находится в федеральной собственности, стоит рассмотреть вариант привлечения средств из федерального бюджета на реализацию этого проекта. Ну, а содержание и управление музеем также можно предоставить инвесторам, считают специалисты архитектурного бюро.
«В качестве крайней меры бывали случаи, когда перемещали памятники деревянного зодчества, так как из-за их отдаленности и заброшенности за ними невозможно ухаживать. Я такой видел возле Вологды. Но там речь шла о группах памятников, которые друг другу подходили, одной эпохи одного стиля — например, деревянные церкви и деревянные рубленные дома. Если речь идет о воссоздании памятников, типа как парка развлечений, можно сделать. О таком музее можно вести речь, если это был бы единственный способ спасти памятники, которые могут погибнуть», — рассуждает о проблеме заслуженный архитектор РФ Максим Атаянц.
Деревянные дома не могут ждать семь лет
На самом деле, момент для принятия крайних мер уже наступил. Ведь в отличие от памятников архитектуры, которые могут десятилетиями стоять в руинах, времени у деревянных исторических построек практически нет. К сожалению, некоторые из этих объектов уже невозможно восстановить. А многие потеряют способность к восстановлению через каких-то два года.
Хороший пример восстановления такого памятника — комплекс усадьбы Стенбок-Ферморов, основателей мызы Лахта и дачного поселка Ольгино. Он стоит на Лахтинском проспекте восточнее перекрестка с Круговой улицей. В комплекс входит четыре деревянные дома и один кирпичный. В последние годы постройки стояли заброшенными, в них часто случались пожары. В 2018-2019 при участии архитекторов «Студии 44» был воссоздан объем дореволюционного здания.
Между тем, в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры почему-то предпочитают не замечать проблему и руководствуются особыми представлениями о сохранении деревянных памятников.
«Создание музея деревянного зодчества под открытым небом, как и подчеркивают авторы Концепции, требует тщательного изучения и всесторонней аргументации. В настоящее время такое предложение не рассматривается, возможно, к этой идее специалисты сочтут целесообразным вернуться в будущем», — сообщили в КГИОП.
Чиновники из профильного комитета идут своим путем. Так, в 2020 году по программе «Рубль за метр» они сдали в аренду дачу Н.М. Кочкина и загородный дом Л.А. Змигродского в Сестрорецке. В соответствии с условиями программы, арендаторы обязаны в срок до 7 лет провести там реставрационные работы. А на подготовку проектной документации отводится два года. За это время от этих дач останутся одни гнилушки. И освободившийся земельный участок.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ уже писали, как петербургские архитекторы пытаются сохранить городские памятники от гибели, предлагая современные проекты их реставрации потенциальным инвесторам. Однако даже после получения всех разрешений и согласований многие перспективные проекты останавливают через суды «градозащитники». Из-за чего в историческом центре Петербурга появились десятки заброшенных зданий и почему ими никто не занимается — эти проблемы наша редакция поднимает в цикле публикаций спецпроекта «Руины Петербурга».
Автор:
Александра Федорова
#петербург
#зодчество
Источник: