Развернувшаяся пандемия вынудила все человечество оставаться дома. Многие из нас давно привыкли смотреть фильмы в интернете. Но ничто не заменит удовольствия прийти в зал и на час-другой погрузиться в мир кино. НЕВСКИЕ НОВОСТИ попытались выяснить, когда же мы снова сможем купить парочку билетов на сеанс и как вынужденный карантин меняет кинематограф.
Кинематограф не раз переживал серьезные кризисы. Сейчас впервые условия вынужденной самоизоляции закрыли двери кинотеатров. Киностудии остановили съемки, кинопрокатчики подсчитывают убытки. Даже простой зритель порядком подустал от просмотров кино на диване. Многие стали тосковать по простым радостям жизни: выйти на улицу и купить билет в кино.
Когда мы сможем посмотреть фильм в кинотеатре
Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин уверен, что отрасль обязательно выйдет из кризиса, но залы в лучшем случае откроют не раньше июля нынешнего года:
«Для нас очевидно, что единого дня открытия кинотеатров по стране не планируется, все будут возвращаться к работе постепенно. Зрители должны охотно пойти в кинотеатры, как только будет такая возможность, ведь они устанут от бесконечного просмотра фильмов в онлайне».
Березин считает, что главной проблемой для кинотеатров после снятия карантина станет вопрос – чем «разогревать» рынок:
«Нужно будет решить, ждать ли американских релизов и крупных российских, или начать с показа независимого кино и повтора старых кинокартин»,— заявил Олег Березин.
Этот вопрос мы переадресовали крупным сетям кинотеатров. Как рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова, большинство правообладателей отложили выпуск премьер до открытия кинотеатров. Ольга Зинякова добавила, что фильмы, премьера которых состоится онлайн, на большой экран не вернутся:
«Сейчас также заморожено производство всех фильмов в мире, в том числе российских, поэтому возникнет контентная пустота в определенный период, что тоже отразится на динамике восстановления».
Как выживают кинотеатры в условиях карантина
Тотальная самоизоляция стала серьезным препятствием для развития сетей кинотеатров и дистрибьюторов. Непросто пришлось и кинопрокатным компаниям. Так, одна из петербургских компаний кинопроката «ИНОЕКИНО», которая известна любителям кино не только в Петербурге, но и в сотне других городов России, рискует исчезнуть с рынка.
Репертуар проекта «ИНОЕКИНО» — фильмы — обладатели премии «Оскар», Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля, лидеры кассовых сборов и продаж на видеоносителях. Каждый показ предваряла тематическая лекция известных кинокритиков, а после просмотра фильма посетители могли заглянуть в фирменный книжный магазин в кинотеатре «Аврора». Еще пару месяцев назад еженедельные кинопоказы собирали полные залы.
Руководитель компании «ИНОЕКИНО» и директор по кинопрокату Алексей Бажин рассказал, что адаптироваться в условиях карантина практически невозможно, без должной поддержки компания несет сплошные убытки и остается неясным, сможет ли проект дожить до конца лета:
«Доход полностью остановился: билетные операторы плохо платят кинотеатрам, кинотеатры перестали выплачивать нам долги после их закрытия, студии-правообладатели начали требовать с нас выплату роялти и прочих долгов. Притом что доход у нас равняется нулю, а зарплаты все еще остаются, у нас создан кассовый разрыв. И пока непонятно, как долго он продлится».
По словам Алексея Бажина, сотрудники проекта «ИНОЕКИНО» несмотря на все продолжают вести образовательную и развлекательную работу онлайн в социальных сетях, а привычные лекции кинокритиков перешли в формат прямых эфиров. Книжный магазин тоже перешел в онлайн, но это все равно не заменит живого общения со зрителями.
Не забывают о зрителях и крупные киносети. Например, «КАРО» и «Мираж Синема» в попытке поддержать свой бизнес и контакт со зрителем запустили доставку еды. У «КАРО» услуга доставки из Кинобара доступна пока только в Москве. Что касается сети «Мираж Синема» — для зрителей организована доставка еды из кафе в пределах Петрозаводска. Другим проектом, доступным абсолютно каждому не выходя из дома, стали онлайн-трансляции. Например, сеть «КАРО» запустила платформу КАРОАрт.LIVE:
«В рамках нового формата зрителям доступны онлайн-кинопоказы, музыкальные концерты, встречи с мировыми кинематографистами, обсуждения картин в формате прямых трансляций, подкасты и многое другое. В рамках проекта мы будем показывать как собственный контент, так и агрегировать лучшие предложения по различным форматам на других ресурсах, что стало возможно благодаря широкому пулу партнеров как в России, так и за рубежом. Мы планируем активно развивать это направление и сделать этот проект доступным по всему миру»,— рассказала Ольга Зинякова.
Что будет с кино после карантина
Прошел всего месяц после введения режима самоизоляции в России, но киноиндустрия уже испытывает на себе влияние ограничений. Так, получил мощный толчок к развитию жанр screen life, когда все действие фильма разворачиваются на экране компьютера или смартфона. Вместо декораций — рабочий стол, вместо действий героя — курсор.
Первопроходцем и любителем нового киноязыка в России стал продюсер Тимур Бекмамбетов, который еще в 2014 году спродюсировал скринлайф-фильм ужасов «Убрать из друзей». Совсем недавно Бекмамбетов взялся за съемки исторической драмы о советском летчике, которая тоже должна выйти в формате скринлайф.
Следом за Бекмамбетовым многие режиссеры почувствовали тренд и решили освоить новую почву для творчества. Режиссер Аксинья Гог выпустила короткометражку «Удаленка» — первый фильм, который был снят и смонтирован онлайн. Режиссер Константин Богомолов снял в самоизоляции целый сериал «Безопасные связи».
Неужели после выхода из карантина все кино будет сниматься и показываться онлайн? Профессионалы киноиндустрии и киноведы так не считают. Руководитель компании «ИНОЕКИНО» Алексей Бажин уверен, что потребность к просмотру кино на большом экране никуда не денется:
«Люди уже сейчас тоскуют по этому приятному времяпрепровождению. Нам об этом периодически пишут зрители. Я думаю, что принципиально мало что изменится. Разве что укоренится привычка смотреть кино легально, а не на пиратских площадках».
А пока все дома
Может показаться, что за последние десятилетия не было ни одного выдающегося фильма. Мы побеседовали с кинокритиком и ведущим авторской программы «Окно в кино» Андреем Смирновым, который развеял этот миф и рассказал о последних кинокартинах, которые по праву можно назвать выдающимися и посмотреть в самоизоляции, коротая дни. Первым фильмом, по мнению Андрея Смирнова, который снискал всеобщее признание и стал настоящим событием последнего десятилетия, можно назвать «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Следом идут «Ирландец» Мартина Скорсезе и свежая картина, ставшая самой кассовой в российском прокате – «Джентльмены» Гая Ричи.
«Из российского кинематографа самый обсуждаемый в последнее время фильм «Папа, сдохни» — черная комедия, вышедшая в прошлом году. Зарубежные критики высоко оценили эту картину и даже поставили в один ряд с Тарантино и Гаем Ричи. На днях состоялась онлайн-премьера фантастического триллера «Спутник». Эдакий русский «Чужой», дебютный фильм режиссера Евгения Абраменко. В главных ролях Федор Бондарчук и Оксана Акиньшина»,— поделился Андрей Смирнов.
Напомним, НЕВСКИЕ НОВОСТИ ежедневно обсуждают главные события дня в эфире программы «Невский полдник». Десятый выпуск программы был посвящен киноиндустрии и ее положению во время пандемии коронавируса. Спикеры обсудили, как сейчас держится кинематограф в режиме самоизоляции.
Автор:
Дарья Коваленок
Источник: