Сегодня в день снятия блокады Ленинграда в нашем городе вспоминают о подвигах красноармейцев и жителей осажденного города. Ключевую роль в снабжении Северной столицы сыграла Дорога жизни. Многие знают о кабеле, проложенном по дну Ладожского озера. Но о блокадном трубопроводе почему-то вспоминают не так часто. А ведь без него Ленинград мог бы полностью остаться без ресурсов, которые были так необходимы городу для борьбы с врагом.
Еще осенью 1941 года остро встал вопрос о снабжении блокадного города топливом. Без горючего нечем было заправить бронетехнику или запустить электростанцию. Советские военнослужащие видели, как немцы подбивают цистерны с горючим, но никак не могли защитить ценный груз от вражеских атак. И тут инженеру водолазного дела Нине Соколовой пришла идея о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. По началу эта инициатива не сыскала особой поддержки на фронте. Правда, позже идею вновь озвучили на совещании в Москве, куда позже вызвали Нину Соколову.
Первая женщина-водолаз в Советском союзе
Но для начала стоит рассказать, как хрупкая девушка стала первым военным водолазом в СССР. Родилась она в 1912 году в многодетной крестьянской семье. Отец летом валил и сплавлял лес, а зимой плотничал. Мать была домохозяйкой. В 1931 Нина Соколова переехала в Ленинград, где выучилась на инженера гидротехника в Институте инженеров водного транспорта. В конце 1930-х служила в Черноморском флоте, прокладывала трубопровод по дну моря на Сахалине, а также участвовала в Финской войне.
«Нина Соколова впервые облачилась в тяжелое водолазное снаряжение еще до войны. Ей нужно было принимать работу водолазов, ставить подпись о том, что задание выполнено. Но как она могла это сделать, если не видела результатов? Тогда Соколова впервые спустилась под воду. Руководство это не особо одобрило, но все равно пошло навстречу и предложило записаться на специальные курсы. Думали, она по молодости такая активная, и это рвение скоро угаснет. Но после обучения Нина Соколова решила все же стать водолазом. Но до нее женщин в этой профессии в СССР до нее не было. Поэтому потребовалось личное разрешение Калинина», — рассказывает директор Кронштадтского морского музея Владимир Шатров.
После первой блокадной зимы проект трубопровода все же решили реализовать. Для презентации, как мы уже писали выше, Нину Соколову пригласили в Москву. Там она представила свой проект Алексею Косыгину, который тогда занимал должность заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР. Хотя сама идея ему понравилась, инициатива не получила широкой поддержке в высших кругах. И в итоге трубопровод предложили строить блокадному Ленинграду своими силами. К работам приступили в мае 1942 год, а завершили их уже в июне.
«За 42 дня проложили 32 километра, из них 27 по дну Ладоги. Диаметр трубопровода составлял всего 110 миллиметров. Несмотря на это ежедневно в блокадный Ленинград поступало более 300 тонн топлива. Строительство сначала хотели начать с косы, но потом из-за природных условий начали в Кобоне. Установили насосную станцию. Приемный пункт был в Ваганово. Оттуда уже везли поездами, машинами. Сваривали трубы в ночное время. Получались такие плети. Потом их подвешивали на поплавки из бревен уже на Ладоге. Сами плети сваривали на плотах. Немцы стояли в Шлиссельбурге, они могли видеть, что ведутся работы. Приходилось устанавливать защиту. Добавлю, что до прокладки трубопровода цистерны тянули по озеру буксиром. Из низкой плотности топлива они хорошо держались на плаву но были легкой мишенью для немцев», — делится Владимир Шатров.
Чтобы проложить трубопровод, специалистам пришлось тщательно обследовать дно и подготовить рельеф, избавиться от камней и неровностей. Участие в этом принимали не только водолазы. Трубопровод обязан своим появлением инженерам, солдатам и простым советским труженикам.
«Защитники города заправили машины, танки, самолеты, и блокаду прорвали на много дней раньше. Но осуществить задуманное получилось не сразу. Из-за шторма трубу сорвало с буксира и отнесло в сторону. Пришлось перекладывать. После этого случая стали использовать уже два буксира и отказались от работы в ненастную погоду. Больше инцидентов не происходило», — продолжил Владимир Шатров.
Во время войны Нина Соколова получила две контузии из-за декомпрессии. Такое часто случалось с водолазами, если приходилось быстро подниматься на поверхность во время обстрела. Однако Нине Соколовой относительно повезло. Часто декомпрессия приводила к серьезной инвалидности.
Танец смерти
День победы Нина Соколова встретила на Балтике. Но война не закончилась для нее после 9 мая 1945 года. Уже после капитуляции нацистской Германии Нина Соколова участвовала в операциях по восстановлению разрушенной инфраструктуры.
«Водолазы дважды прошли боевой путь. Во время войны и после, когда приводили в порядок разрушенные причалы, пирсы и переправы. Например, из-за взорванного моста на реке Свирь прекратилось судоходство. Требовалось расчистить русло. То, что осталось от моста решили взорвать еще раз, но уже под водой, чтобы растащить мелкие фрагменты. Нина Соколова участвовала в этой операции. Ее сослуживец спустился под воду и вернулся оттуда сильно перепуганный. Потом настал черед Нины Соколовой. Она рассказала, что под водой колыхались сотни тел советских и немецких солдат. Это был такой смертельный танец. Соколова даже начала седеть после этой операции», — добавил директор Морского музея.
Как сложилась судьба Нины Соколовой после войны
Нина Соколова прожила долгую жизнь. Уже после войны она получила звание полковника. До 1958 года преподавала в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе. После ухода с этой должности Нина Соколова занималась военно-патриотической и просветительской деятельностью, пропагандировала здоровый образ жизни. Умерла Соколова в 2001 году, не дожив несколько дней до своего 89-летия. Похоронена на Серафимовском кладбище.
Недавно, во многом благодаря стараниям Владимира Шатрова, на фасаде дома на Петроградской стороне, где располагается квартира Нины Соколовой, появилась мемориальная табличка. Сейчас по этому адресу проживет дочь первой советской женщины-водолаза.
Автор:
Никита Нестеров
#петербург
#вов
#блокада ленинграда
#дорога жизни
Источник: