К середине апреля мы задумались о том, чтобы начать писать о выставках-призраках, прерванных карантином: попасть на них еще — или уже — невозможно, обсудить полностью не удалось, но каким-то эхом они и сейчас продолжают отвечать на события замершей городской реальности. Среди них — выставка Анны Евтюгиной и Никиты Шохова в галерее «11.12», объединившая фотосерию «Scan» и VR-инсталляцию 360 фильма «Klaxon». В проекте «Scan» художники соединяют образы шествий в разных странах и культурах: Марди-Гра в Новом Орлеане, День святого Патрика в Бостоне, Нью-Йорке и Вашингтоне, Парад Победы и Марш коммунистов в Москве, крестный ход в Кировской области. Инсталляция «Klaxon» посвящена расе и гендеру: это метафора путешествия по разуму главной героини-афроамериканки, чей образ по очереди интерпретируют несколько совершенно разных актрис. Короткое размышление Владимира Дудченко о возможностях документальной фотографии в эпоху видеоигры продолжается разговором с художниками о том, как выстроить представление о Другом в контекстах виртуальной реальности.
Никита Шохов. File_408_May 9, Moscow, 2015. Из серии «Scan»
Выставка состоит из двух проектов, которые объединяет — кроме авторства — хорошо срабатывающий технологический формализм.
Шохов/Евтюгина идут от документальной фотографии, которая исторически транслировала новый, незашоренный взгляд на мир, но в последние десятилетия оказалась инфлирована; сейчас, чтобы зрители смотрели, а не только скользили взглядом по поверхности, автору приходится создавать у них чувство остранения. Попав на незнакомую территорию, мы вынуждены озираться и искать какие-то точки опоры, выстраивать собственный психологический ландшафт — иными словами, думать об увиденном и в идеале приходить к новым умозаключениям, генерировать мнение. Другой вопрос, что таким образом у документальной фотографии мутирует традиционная сфера применимости. Со второй половины ХХ века это были в основном новостные медиа. А сейчас — я бы приветствовал публикацию работ из серии «Scan» в любом журнале в качестве иллюстрации к изображенным событиям (шествия и парады), но, боюсь, это может разве что случайно произойти.
Таким образом, с точки зрения использования результатов труда Шохов/Евтюгина оказываются на территории современного искусства (в галерее). Путь описания действительности через формальный остраняющий прием привел к утрате индивидуальных черт: конкретные место и событие смазались, на первый план вышло движение людей и вещей, отражающее психофизическое состояние автора и иллюстрирующее разве что его, автора, идеи. Зрители оказываются в волшебном лесу, где реальность изображения — совершенно самостоятельная стихия.
Никита Шохов. File_131_May 1, Moscow, 2013. Из серии «Scan»
Это не новость, но у Шохова/Евтюгиной мы видим постмедийное, поствидеоигровое документальное изображение: нас учили, что приливы и отливы человеческих масс подчинены социальным законам, — а здесь это законы вычислительных функций. Ну, если грубо, так мог бы видеть массы людей приблизившийся к осознанию самого себя искусственный интеллект (напоминаю, что в современном мире это не какой-то там суперкомпьютер, а самообучающаяся программа, распознающая, трактующая и преобразующая образы). Изображение может спрессовываться в скульптуры, люди вдруг становятся плоскостными метками на трехмерной местности. Неузнаваемость конкретной ситуации приводит к обостренному эффекту узнавания сразу всех подобных ситуаций и себя в них.
Вывод из этого всего такой: в глазах смотрящего мы все — двумерные текучие модели на трехмерном фоне. К слову о том, живем ли мы в симуляции.
Однако не все так печально.
Второй проект выставки — это VR-фильм «Klaxon», посвященный проживанию/исследованию афроамериканской идентичности. Оказывается, что погружение в Другого вполне возможно — и достигается формальными средствами. Здесь, попадая в виртуальную среду, зрители лишаются собственного привычного присутствия, их взгляд — как бы взгляд души без тела, маленькой и сирой, парящей среди окружающих ее гигантских людей из плоти и крови.
Источник: