СССР – «Жигули», Россия — «Lada». Такие ассоциации тесно закрепились в наших умах при словосочетании «российский автопром». Увы, сопутствующие ассоциации относительно качества и престижа автомобилей от АвтоВАЗа не всегда лестные. Иногда критика не знает границ, а зря: были (есть) у предприятия хорошие идеи.
О некоторых, правда, знают не все. Они остались концепциями, уже позднее подарившими часть идей серийным авто по имени Lada. Так, в 1977 году, когда об эпохе кроссоверов автомир и помыслить не мог, в проектах завода города Тольятти уже возник полноприводный автомобиль, стоявший по классу где-то между внедоржными автомобилями и автомобилями легковыми. Конечно, речь о «Ниве», ВАЗ-2121 «Нива», или Lada 4×4 по-нынешнему.
2007 Lada Kalina 4WD Прототип
Мы привыкли к устойчивым характеристикам наших машин, но давайте посмотрим на них без предвзятости. Сегодняшние популярные модели — универсал Vesta SW Cross и Lada Kalina Cross или Granta Cross. Предпосылки для их появления зародились еще в начале 2000-х годов. Воплощением таких предтечей в металле были Lada 111 c удивляющим именем GTI 2.0 4×4 и полноприводная Lada Kalina 4WD. Никаких шуток!
Автомобиль Lada получил, как кажется, на первый взгляд, чуждое имя «GTI 2.0 4×4» в 1999 году. Модель сконструирована «АвтоВАЗом» на базе универсала ВАЗ-21113, выходившего серийно. В своем дебюте Lada GTI был оснащен двигателем в объеме 2 л с отдачей в 150 лошадиных сил, сочетавшимся с механической коробкой передач с 5 скоростями. Такая система была заимствована у компании Opel. Элементы подвески в задней части, редуктор, вязкостную муфту GKN машина получила от Volkswagen Golf Syncro. Другие компоненты — творение «АвтоВАЗа». Автомобиль был полноприводным.
2007 Lada Kalina 4WD Прототип
Колеса универсала Lada 111 были крупными, а клиренс составлял целых 185 мм. По периметру корпуса шел элемент «юбки» с защитной функцией.
Заманчивый автомобиль! Вот только цена пугала: 15 тысяч американских долларов и по тем временам (с прежним курсом валют) были внушительной суммой. Эта стоимость была в три раза больше, чем стоимость стандартной модели Lada 111. Но ничего не поделаешь: затраты на производство с применением узлов от «иномарок» вынудили производителя ставить такой ценник.
2007 Lada Kalina 4WD Прототип
Выход из ситуации напрашивался сам собой: для оптимизации цены необходимо заменить иностранные элементы компонентами собственного производства. Так инженеры спроектировали для автомобиля задний редуктор и двухрычажную систему подвески, фиксирующуюся с подрамником. Двигатель от Opel (2 л) был заменен на восьмиклапанный «автовазовский» мотор в объеме 1,5 л. Результат выразился в снижении цены: Lada GTI 2.0 4×4 в такой вариации просил за себя уже 8500 долларов. Однако это тоже не помогло автомобилю стать серийным. Всего было создано 10 таких машин.
Второй уникальный экземпляр отечественного автопрома, о котором, вероятно, не многие знают — это универсал Lada Kalina с полным приводом.
2007 Lada Kalina 4WD Прототип
Автомобиль первого поколения смело получил обозначение и функционал 4WD. Задняя колесная ось подключалась с помощью вискомуфты. Под капотом у полноприводной «Калины» стоял мотор собственного производства в объеме 1,8 л с отдачей в 99 л.с. и 160 Н.м крутящего момента. Координировался такой движок усиленной механической коробкой передач.
Подрамник в передней части у Kalina 4WD имел конструкцию с треугольными рычагами, а вместо скручивающей балки в задней части стояла система подвески McPherson. Дорожный просвет автомобиля составлял 160 мм. Машина показала достойные результаты в испытаниях — и по управляемости, и по маневренности, и попроходимости. Но она тоже осталась всего лишь прототипом.
Тольяттинский завод будто ждал 2014 года, чтобы вслед за трендами и у себя на конвейере запустить кроссовероподобные автомобили. А ведь можно было быть смелее и начать раньше.
Источник: