Количество пустующих магазинов, кафе и офисов растет как в самом центре Петербурга, так и на его окраинах. Коммерческая недвижимость становится все более невыгодной и убыточной. Эксперты утверждают, что глобального перехода офисов на удаленку и магазинов в онлайн не предвидится, однако формат их работы заметно изменится.
Полный уход на удаленку?
Арендаторов коммерческих помещений хоть и медленным темпом, но становится меньше в наступившем году — именно так считают эксперты. Связано это с удаленкой офисных работников и студентами, которые уехали на время дистанционной учебы из Северной столицы в родные города, а также оттоком туристов.
Тенденции по уменьшению спроса на коммерческую недвижимость специалисты заметили уже давно. По их мнению, коронакризис лишь обличил существующие проблемы.
«Все, что произошло в пандемию — это лишь демоверсия того, что нас ожидает через 3-5 лет. Если в сегменте офисной недвижимости переход на удаленку, скорее, стал в новинку для многих компаний, то с торговлей все это намечалось уже очень давно», — объяснила генеральный директор компании ИДЕМ Екатерина Гресс.
Переход на удаленку большого процента офисных сотрудников не значит, что теперь все будут работать по домам и покупать вещи и еду только онлайн. Все движется к тому, что формат работы будет смешанным и гибридным. Например, офисы ждет оптимизация. Теперь это не место контроля, а пространство для генерации идей и вдохновения.
«Компании-арендаторы будут действовать в двух направлениях: кто-то примет решение сократить площадь, введя гибридный формат работы, а кто-то подойдет к изменениям более глобально и трансформирует офис, создав новые зоны для командной работы и коллаборации. Причем, последнее может сопровождаться как сменой расположения офиса, так и увеличением занимаемой площади», — рассказал генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев.
Все, кому нужно находиться на рабочем месте, там и останутся, а те, кто сможет выполнять свою работу дома, будут трудиться, не вылезая из постели. Такое развитие событий позволит предпринимателям значительно сэкономить на аренде помещений. Но это не значит, что снимать офисы не будут вовсе, просто теперь они будут меньше по квадратам. В целом, в 2021 нам стоит ожидать увеличение доли свободных коммерческой площади.
Магазины будущего
Также предприниматели утверждают, что торговля никогда не уйдет в тотальный онлайн. Есть категория товаров, которые люди хотят приобрести только при личном контакте. Не стоит забывать и про те эмоции, которые мы испытываем при «живых» покупках. Большинство из нас предпочитает примерять одежду или обувь. Мебель, стройматериалы или косметику тоже хочется лично проверить на качество, не уповая на честность «электронных продавцов».
«Магазины уменьшат размеры своих площадей и будут ориентироваться на локализацию. Да, размеры, возможно, и сократятся, но само количество магазинов может увеличиться. И они станут ближе к потребителю. Пандемия показала, что люди предпочитают покупать ближе к дому», — добавила генеральный директор компании ИДЕМ Екатерина Гресс.
По-новому покупатели взглянут и на торговые центры. Остаться на плаву смогут самые современные и яркие площадки, а также те, у кого есть ресурсы, чтобы «обновиться» и сделать «перезапуск» своего дела.
«Пожалуй, меньше всего шансов будет у некачественных и устаревших торговых центров, особенно расположенных в насыщенных ритейлом спальных районах с низкими темпами строительства жилья, вдали от метро. 2021 будет сложным для таких объектов», — отметил генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев.
Все ближе к дому
Эксперты прогнозируют увеличение количества пунктов выдачи товаров рядом с вашим домом. Формат работы обычных магазинов, которые не относятся к ТЦ И ТРК, будет трансформироваться. Вы покупаете онлайн и приходите в место, где есть возможность потрогать и примерить полученную вещь. Именно такой концепции до пандемии долгое время придерживался популярный в России интернет-магазин Wildberries. По всей стране у этого онлайн-ритейлера 17355 пунктов выдачи заказов.
Увеличивается спрос арендаторов и на складские помещения. Происходит это также из-за все большей популярности онлайн-покупок. По данным компании Colliers International, в 2020 году интерес к качественным складским объектам проявляли логистические, торговые и дистрибуционные компании, наименее пострадавшие в кризис. Так, PNK Group построит объекты для компании СДЭК (17 тыс. кв. м) в «PNK Парк Софийская КАД» и ритейлера Fix Price (35,5 тыс. кв. м) в «PNK Парк Шушары-3».
«Низкий объем вакантных площадей привел к распространению не только сделок, заключенных по схеме built-to-suit, но также pre-let контрактов. Например, компания «Эксклюзив», работающая на рынке ответственного хранения, арендовала склад в строящемся индустриальном парке «Русич Шушары» (37 тыс. кв.м.), а онлайн-ритейлер Ozon на этапе строительства арендовал площади в комплексе «Марвел-Логистика» (29 тыс. кв.м.) с возможностью расширения», — объяснил генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев.
Ждем кризиса?
Ситуация с ценами на аренду коммерческой недвижимости пока остается стабильной. Если договор между арендодателем и арендатором долгосрочный, то первый чаще идет на компромисс по цене. Ликвидные же объекты, места, которые пользуются особой популярностью в городе, смогут диктовать свои правила на этом рынке. В среднем владельцы делают скидку на аренду помещения минус 10-20 % от заявленной цены.
В целом, эксперты сходятся во мнении, что кризиса на рынке коммерческой недвижимости не будет. Такое может произойти в случае, если страну накроет общий экономический кризис, вероятность чего все-таки есть. Однако тренды на удаленку и онлайн-шопинг меняют реалии бизнеса. Этот процесс не произойдет в одночасье, что позволит собственникам торговых и офисных площадок поменять концепцию своего дела.
Автор:
Александра Каплун
#петербург
#офисы
#недвижимость
Источник: