Вопреки популярному заблуждению, наш город возник не на пустом месте. Когда Петр I начал прорубать окно в Европу, на берегах Невы уже было множество поселений, многие обитатели которых впоследствии стали жителями новой столицы. Город рос и развивался. В состав Петербурга входило все больше населенных пунктов. Со временем частную застройку вытесняли многоэтажные дома. Сегодня о бывших деревнях напоминают лишь топонимы и чудом сохранившиеся крошечные островки сельской жизни.
Ни к селу, ни к городу
На беду своего владельца, которого регулярно донимают любопытные туристы, и частенько караулят у дома репортеры, маленький деревянный домик на Васильевском острове стал одной из неформальных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Еще, как минимум, одно частное жилое строение можно увидеть на Пискаревке. В пригородах, которые официально входят в состав Северной столицы, застройка с садами и огородами кое-где даже преобладает, но в пешей доступности от метро зачастую кажется островками ушедшей эпохи.
В десяти минутах ходьбы от «Удельной» между улицами Афонской и Парашютной сохранилась небольшая «деревенька», где покосившиеся или вовсе заброшенные избы соседствуют с респектабельными таунхаусами.
Посадки надежно скрывают это место от посторонних глаз. На первый взгляд, только старый двухэтажный дом рядом с Центром Алмазова говорит о существовании частной застройки поблизости. Видно, что там живут люди. Из трубы валит густой дым, а на калитке красуется свежая надпись: «Осторожно, собака». Если пройти чуть дальше по Афонской, в сторону интерната для инвалидов и престарелых, и свернуть влево, то можно оказаться будто бы и в другом мире.
Солунская улица не заасфальтирована. Она, скорее, напоминает, разбитую сельскую дорогу, проехать по которой можно только на полноприводном автомобиле. Ямы, как и в деревнях, жители самостоятельно забрасывают щебнем и битыми кирпичами. Улица кажется небезопасной. Здесь много заброшенных домов. Разноцветные обрывки изоленты и полиэтиленовых пакетиков говорят о том, что это место полюбилось «закладчикам», устраивающим тайники с наркотиками, а потребители запрещенных веществ дегустируют товар «не отходя от кассы».
В течение часа я повстречал трех местных жителей, из которых немного пообщаться согласилась только молодая женщина Лена, возвращавшаяся из магазина. Признаюсь, что девушку немного напугало мое присутствие. Видимо, чужие здесь сразу же вызывают подозрение.
«Дом принадлежит мне, но постоянно здесь я уже не живу. Можно сказать, регулярно бываю. На самом деле, тут лучше, чем в многоэтажке. Конечно, есть опасности. Дорога плохая, грязь, фонарей нет. Ходить неудобно. Что касается маргинальных элементов, то поговаривают, что они сюда периодически наведываются, правда лично я, к счастью, не сталкивалась. Нам сказали, что будут строить нормальную дорогу, но я считаю, что лучше так, чем асфальт. Еще одна проблема — незаконные свалки. Сюда постоянно приезжают полные машины мусора», — рассказала мне собеседница.
Лена уточнила, что на участке у нее свой огород. Если сделают асфальт, то дорога сразу же станет популярной среди автомобилистов.
«Выращиваем фрукты, овощи, ягоды. У нас на участке есть все. Мы отказывались от дороги раньше и сейчас не хотим. Будет много машин, а значит шума, пыли и выхлопов, которые негативно скажутся на качестве урожая», — поделилась Лена.
Проводив свою собеседницу до калитки, я решил еще немного побродить по окрестностям. Весьма любопытной находкой стали водонапорные колонки, установленные на нескольких перекрестках. Интересно, остались ли в округе дома, не подключенные к городским коммуникациям.
Справедливости ради стоит отметить, что частная застройка сохранилась и севернее, поближе к КАДу в районе железнодорожной станции Озерки. Кроме того, подобные деревеньки остались на юго-западной окраине города.
На дачу на метро
Если проехать на метро до станции «Улица Дыбенко», а потом пересесть на автобус, то можно оказаться рядом с промзоной, растянувшейся вдоль проспекта Большевиков. Между офисов, предприятий и панельной застройки Невского района затесалось садоводство «Красный Октябрь».
На территории расположены около 300 домов. Добраться пешком до «Красного Октября» можно от метро «Ломоносовская». Для этого потребуется пересечь Неву по Володарскому мосту, пройтись по Народной и свернуть на Дальневосточный проспект. Несмотря на проблемы с подключением к электросети, которые активно обсуждались собственниками участков в недавнем прошлом, садоводство продолжает жить своей жизнью и каждую осень радует дачников урожаем.
Огурцы с медом
Еще четверть века назад самая настоящая деревня существовала в 15-ти минутах езды от исторического центра Петербурга. Сегодня на месте Яблоновки стоят предприятия, которые отделяют друг от друга заросшие кустарником пустыри. Однако деревня продолжает жить на карте города и в памяти своих бывших обитателей.
Моя прабабушка Нина Григорьевна Правова родилась в Петрограде в 1915 году. В детстве и юности она проводила летние месяцы у своих родных на берегу реки Оккервиль. Сейчас это район станции метро «Ладожская». Прабабушку я не застал. По словам родственников, Нина Григорьевна с большим теплом вспоминала время, проведенное в Яблоновке. Она рассказывала, что местные жители ели огурцы не с солью, как это обычно принято, а с медом. Прабабушка находила это блюдо необычайно вкусным.
Стоит отметить, что существовало две Яблоновки: Большая и Малая. Первые упоминания об этих населенных пунктах датированы началом XIX века. Несмотря на то, что домов больше не осталось, Большая Яблоновка по-прежнему существует на карте Санкт-Петербурга в качестве улицы. Правда, улицей дорогу без разметки и остановок общественного транспорта, которая тянется вдоль предприятий, расположенных на берегу реки назвать сложно. О том, что была такая деревня напоминает и Яблоновский сад — парковая зона неподалеку. Ее состояние на сегодняшний день оставляет желать лучшего.
В социальных сетях мы нашили сообщество, посвященное Большой и Малой Яблоновке. Здесь бывшие жители делятся своими воспоминаниями. Администраторы группы разрешили свободно пользоваться опубликованным материалами.
«В 1960-х, когда Яблоновку присоединили к городу, появилась статья в Ленинградской газете, о строительстве железнодорожного вокзала на станции Дача Долгорукого. Планировалось, что здание появится в 1970-х. Колхоз к тому времени ликвидировали. Жителям рекомендовали не заниматься благоустройством своих домов и участков. Деревню собирались сносить. Но была проблема: мост через Оккервиль. Переправы, конечно существовали, но старые и деревянные. В итоге Яблоновка и все, что было на правом берегу реки, стало забытым Богом краем. В 1980-х. построили Заневский мост. Последние дома в Яблоновке стояли до 1990-х», — рассказал бывший житель Яблоновки Евгений Луговой.
Как уточнил администратор сообщества Даниил Егоров, сегодня на территории бывшей деревни расположен торговый комплекс, а также промышленная и складская зоны. Нет практически ничего, что напоминало бы о Яблоновке, кроме двух мостов, перекинутых через реку Оккервиль — Большого и Малого Яблоновских. Деревня исчезла практически бесследно. Снесена и забыта.
«А в Яблоновке была круглая печка в комнатах, которую зимой топили утром и к вечеру. Интересно было, когда родители растапливали печку, я всегда лезла и расспрашивала, почему дрова стоят домиком. Любопытно было смотреть через дырочки дверцы, как горят дрова и бушует огонь. А в конце можно было открыть дверцу и посидеть рядышком, наблюдая, как догорают угольки. К утру зимой остывало, нос не хотелось из-под одеяла высовывать, пока не затопят печку. А на кухне была дровяная плита. Когда мама готовила обед, чтобы регулировать огонь под кастрюлей, нужно было снять одну или несколько концентрических таких конфорок — через дырки вырывалось пламя, это было здорово», — вспоминает петербурженка Елена Балдина, покинувшая деревню в 1961 году.
Во время написания этой статьи я задумался, каково это жить в деревне, окруженной со всех сторон наступающим городом. Наверное, очень грустно. С годами таких мест становится все меньше. Печально осознавать, что на место родного тихого уголка рано или поздно придут двадцатиэтажные башни. И только названия улиц, мостов и садов будут напоминать о былом.
Автор:
Никита Нестеров
Источник: