В рамках заседания комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа депутаты подвели итоги работы в сфере промышленной политики, инноваций и предпринимательской деятельности. С докладом выступил председатель профильного комитета Юрий Калабин.
Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле появился в Петербурге 1 августа в результате слияния комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка с комитетом по промышленной политике и инновациям. Полномочия объединенного комитета оказались очень широкими: от контроля предпринимательской деятельности и инновационных разработок, до контроля служб похоронного дела и банно-прачечных услуг. В правительстве города надеются, что комитет поможет совершенствовать управление во всех промышленных сферах.
Выступая с докладом, председатель комитета Юрий Калабин прежде всего обратил внимание на работу особой экономической зоны «Санкт-Петербург». Предполагается, что эта территория обеспечит благоприятные условия для развития высокотехнологичного бизнеса в черте города. По словам Калабина, на данный момент в участников особой экономической зоны инвестировали порядка 47,57 млрд рублей, что позволило обеспечить 4 445 рабочих мест и принесло выручку в 86,8 млрд рублей. Среди резидентов зоны — компании, занимающиеся фармацевтикой, телекоммуникациями, информационными технологиями, приборостроением и микроэлектроникой. В бюджеты города всех уровней уже поступил объем налогов в размере 15,45 млрд рублей.
Еще одной важной темой, которая входит в планы по совершенствованию управления в сфере промышленной политики и потребительского рынка является разработка концепции диверсификации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В рамках диверсификации ОПК поставлена задача использовать потенциал военной промышленности для выпуска конкурентоспособной продукции для повседневной жизни.
Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Юрий Калабин подчеркнул, что диверсификация, — это в первую очередь инженерная задача и для ее решения необходим определенный уровень компетенции.
«Посетив ряд петербургских промышленных предприятий, работающих в сфере ОПК, я убедился, что компетенции живы, компетенции применяются и самое главное — развиваются», — рассказал Юрий Калабин.
Но одних компетенций и желания мало, необходимо понимание, что именно будут производить на заводе, который всю жизнь обслуживал оборонную сферу и чем этот продукт будет полезен в повседневной жизни. Диверсификация ОПК для многих военных предприятий России стала единственной возможностью для выживания в условиях сокращения объемов гособоронзаказа. Но не всегда у руководства предприятия можно обнаружить умение вывести продукт на рынок.
Некоторыми из вариантов, которые уже практикуются в стране, может быть производство беспилотников, дронов или антидронов, катеров. Или, к примеру, концерн «Калашников», который начал производить биатлонные винтовки для спортсменов. Для тех оборонщиков, которые не имеют опыта работы по гражданским направлениям, создана организация НПО «Конверсия». Она выявляет потребности рынка и помогает предприятию определиться с гражданским продуктом, который окажется востребованным. Но, как подчеркнул Юрий Калабин, в случае с Петербургом ставка прежде всего должна быть на современный высокотехнологичный продукт.
Плавно перейдя к гражданской сфере, Юрий Калабин обратил внимание на сферу потребительского рынка. Несмотря на порядка восьми миллионов туристов, посещающих Петербург и около миллиона граждан из соседской Ленинградской области, потребление остается очень низким. По словам Калабина, сетевой формат продаж не справляется и необходимо обратить внимание на развитие других форматов: рынков, ярмарок и т.д.
Что касается ярмарок, то с ними самая печальная ситуация. Петербург, позиционирующий себя как точка притяжения для туристов со всего мира за 2019 год провел всего 49 ярмарок, что стало самым низким показателем. Чтобы поддержать этот формат, в 2020 году запланировано 64 ярмарки. Обязанность по их организации ляжет на районные администрации города.
Правда, в уходящем 2019 году все-таки удалось организовать крупную рождественскую ярмарку на Манежной площади, которая стала одним из итогов деятельности комитета. Для предпринимателей организованы 63 отапливаемых торговых павильона, стилизованных под сказочные домики, в том числе домики-патио для размещения общественного питания. Художники разделили торговую зону на две части: «Мир людей» и «Сказочный мир». Праздничные товары, сувениры и подарки продаются в 53 торговых павильонах.
В целом, депутаты постоянной комиссии по промышленности ЗакСа остались довольны докладом председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле и выразили надежду на то, что удастся найти удачную стратегию по диверсификации ОПК, чтобы не повторить печального опыта 1990-х.
Автор:
Дарья Коваленок
Источник: